НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чечель М. Б., Мишуро Т. Н., Виноградова Е. В., Якутина Т. В. Познавательно-развивающий досуг для детей стар- шего дошкольного и младшего школьного возраста по теме "Удивительная страна Китай"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf


Цель:
Познакомить детей с характерными особенностями истории, культуры Китая. Вызывать у детей интерес к дальнейшему познанию мира.
Задачи:
-активизация и обогащение словаря по теме;
-развитие причинно-следственных связей;
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
-совершенствовать навыки аппликации, рисования, ручного труда.
-развитие памяти, мелкой и общей моторики.
- развитие социального опыта и коммуникативных компетенций.
Оборудование:
Глобус. Карта.
Картинки: флаг Китая, национальная одежда, панда, рисовые и чайные плантации, книга с иероглифами, китайский дракон, великая китайская стена.
Палочки, пиалы, чайник, бамбуковые салфетки, разные виды чая, одинаковые коробочки.
В блюдцах: рис, гречка, пшено, горох.
Лупы. Рулетка. Щипцы, чаши, орехи.
Парные картинки с изображением иероглифов. Листы с нарисованными иероглифами «человек» и «небо», тонкие кисти, краска, неразливайки. Альбомные листы, простые карандаши.
Строительный материал.
Соломинки для коктейля, пластилин, наклейки, ножницы, круги-заготовки для зонтика.
Ход познавательно-развивающего досуга:
На экране демонстрируется ролик про Дашу-путешественницу. В зале появляется главный герой Даша- путешественница. У нее за спиной рюкзак с волшебной картой.)
Даша – Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (Дети отвечают). Правильно! Про мои путешествия и приключения знают многие дети. Я очень рада встрече с вами, ребята. В моем рюкзаке есть волшебная карта, которая привела меня в ваш детский сад. Ребята, в моем рюкзаке есть еще один необычный предмет. Он может многое нам рассказать о нашей планете Земля. С его помощью можно отправиться путешествовать по всем уголкам нашей огромной планеты.

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. Дети отгадывают
(Берет глобус)

Даша:- Все люди любят путешествовать. И мы сегодня с вами отправимся в удивительную страну. В этой стране есть свои обычаи, традиции, свои народные игры. Вас ждет много интересного! Отправляемся в путешествие — в Китай!
Даша: -Научимся здороваться по-китайски: слегка склоните голову и плечи, скажите «нИхАо».
Вот так выглядит китайский флаг и национальный костюм. (Показ слайда)
Китай — огромная страна. И жителей в этой стране очень много.
(Показ слайда)
Китайская кухня известна на весь мир. Пища китайцев очень разнообразна, в кафе можно заказать на обед живую змею, которую повар приготовит у вас прямо на глазах.
В конце обеда китайцы едят не десерт, а суп.
Сами китайцы едят не вилкой, а специальными палочками. Давайте поближе познакомимся с китайской кухней.
Дидактическая игра «КИТАЙСКАЯ КУХНЯ»
(Дети изготавливают лапшу из пластической массы с помощью чесноко-давилки.
Далее необходимо с помощью специальных палочек разложить лапшу по тарелкам.)
(Показ слайда)
Даша: -Но больше всего китайцы любят рыбу и рис.
Рыбу некоторые рыбаки ловят с помощью птиц. Например, бакланов. Их специально учат захватывать клювом под водой рыбу и приносить ее хозяину.
Рис выращивают на огромных плантациях, стоя босиком по колено в грязной воде. Хороший урожай риса можно вырастить только на поле, залитом водой.
Игра «Определи рис на ощупь»
(Детям предлагается рассмотреть и потрогать различную крупу (рис, гречка, пшено, горох). Затем с закрытыми глазами на ощупь найти рис.)
(Показ слайда)
Даша: -Из напитков больше всего китайцы любят чай. Они пьют его из маленьких чашечек без ручек(пиалы), не добавляют в него ни сахар, ни молоко.
В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозеленого деревца, — животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивленные подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами — высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.
Листья с чайных кустов и деревьев срывают в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. Затем чайные листья высушивали. Чай бывает крупнолистовой, среднелистовой и мелколистовой. Как вы думаете, где какой чай?
(Рассматривание листьев чая, в том числе и через лупу).
Игра «Узнай по звуку»
В две одинаковые коробочки насыпается немного чая (крупно- и мелколистового). Детям предлагается определить по звуку, где какой чай.
Игра «Узнай по запаху»
В пиалы насыпается немного разного чая с характерным запахом (цветочный, апельсиновый, клубничный). Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, где какой чай.
Даша: -Китайцы пьют чай сидя на коленях возле низкого столика, из пиал — чашек без ручек, чашки ставят на бамбуковые салфетки. Свежезаваренный чай подобен бальзаму, а чай, оставленный на ночь, подобен змее. А разливает чай самая старшая женщина в семье. Когда чаепитие закончено, нужно сказать по-китайски «спасибо» - «се-се».
Даша: -А теперь, ребята, давайте поиграем.
Подвижная игра «Состязание с чашами»
Команды играют друг против друга. У каждого игрока деревянные щипцы или зажим, чаша или кубок. Эти чаши ставят на стулья друг подле друга на расстоянии 3 м. В другом углу площадки ставят большую чашу или блюдо, в которую кладут столько шариков, чтобы на каждого игрока было не менее четырех-пяти. Можно взять орехи и ими заменить шарики.
По сигналу игрок идет к большой чаше и пытается щипцами поднять шарик. Затем несет его к своей чаше и кладет туда.
Кто первым отнесет все четыре или пять шариков в свою чашу, тот выиграл.
Правила:
Игрок может нести лишь по одному шарику.
Дотрагиваться до шариков рукой нельзя.
Если игрок уронит шарик, он должен снова щипцами поднять его, отнести в общую чашу, а оттуда снова поднять и отнести к себе.
ИЕРОГЛИФЫ (Показ слайда)
Даша:-Мы с вами пишем слова, состоящие из букв.
Игра «Собери слово»
(Дети с помощью букв собирают слова РИС, ЧАЙ, КИТАЙ).
Даша:-А вот так выглядит книга, написанная на китайском языке. У китайцев не слова из букв, а иероглифы — знаки, обозначающие слова.
Рисование «Иероглифы»
Обведите кисточкой с краской иероглифы «человек» и «небо».
Игра «Найди пару»
Найдите пару своему иероглифу. (Показ слайда)
Даша:- Ребята, я вас приглашаю на прогулку в бамбуковый лес.
Подвижная игра «ПАНДЫ»
По бамбуковой опушке
Ходят панды — три подружки.
Чтобы листиков собрать
Стали панды приседать.
Сели, вправо посмотрели -
Там побеги не созрели.
Встали, влево посмотрели -
Там бамбук уже объели.
Нужно прыгнуть высоко,
Ветку подхватить легко.
Молодых листочков съесть
И на травку дружно сесть.
Даша:- Китай — родина панд.
Кто живет в горах Китая,
Там где лес произрастает?
Это Панда, дорогой,
Посмотри сюда со мной!
Он отличный верхолаз,
Расскажу тебе сейчас:
Любит кушать он бамбук,
Напугали, влез на сук,
Лишь опасность миновала,
Страха как и не бывало!
Панда быстро огляделся,
Сел удобно… и наелся!
Черно-белый котоног,
Назовём его, дружок:
Белый с пятнами окрас
Очень радует нам глаз.
Как у кошки панды лапы,
Только чуть великоваты.
Излюбленная пища панд — бамбук — растет так быстро, что за день может вырасти вот такого размера (показ рулеткой 90 см). Панды поедают огромное количество бамбука.
Густая шерсть панд защищает их от холода и сырости. Долгое время люди охотились на панд ради их меха. Поэтому в наши дни панды — редкие животные. Их осталось очень мало и, если их не оберегать, могут совсем исчезнуть.
Новорожденный детеныш панды беззащитный и крохотный ( по размеру не больше шоколадной плитки). Но зато малыши очень быстро растут.
Почти все время панды проводят на земле, но в случае опасности взбираются на дерево и прячутся в листве.
Играйка-собирайка «Панда» (назвать части)
ИЗОБРЕТЕНИЯ (Показ слайда)
Даша: -Древние китайцы изобрели много полезных вещей.
Благодаря китайцам мы можем спрятаться под зонтиком. Давным-давно придумали они делать зонтики из листьев или перьев птиц, затем — из промасленной бумаги, не пропускающей воду. А из чего делают зонты сейчас? Из ткани, не пропускающей воду.
Ручной труд «Зонтик»
Разрежьте круг до центра, склейте, украсьте наклейками. Ручку для зонтика сделайте их коктейлной соломинки, загнув ее и прикрепив к самому зонту при помощи пластилина.
Даша: -Китайцы изобрели часовой механизм и компас.
Китаец по имени Цай Лунь приготовил смесь из древесных волокон, раскатал ее, высушил и — получилась бумага!
Китайцы придумали порох, чтобы использовать его в сражениях: порох поджигали и он взрывался. А еще из пороха делали фейерверки.
КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА(Показ слайда)
Даша:-Китайцы применяют очень необычные методы лечения. В тело больного втыкают специальные иголки. Многие болезни пытаются лечить змеиным ядом.
Китайцы знают точки на теле человека, при нажатии на которые можно вылечится, или вообще не заболеть.
Точечный массаж
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два.
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.
КИТАЙСКИЕ ДРАКОНЫ (Показ слайда)
Даша: -Китайцы верят, что драконы приносят удачу. Поэтому изображения драконов можно увидеть повсюду: на одежде, на веерах, на картинах, на стенах.
Подвижная игра «Поймай за хвост дракона!»
Дети строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.
Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ (Показ слайда)
Даша:-В древности в Китае важной особенностью женской красоты считались маленькие ножки. Чтобы ножки оставались маленькими, маленьким девочкам очень туго перевязывали стопу. Так туго, что ходить было больно. Может быть. Поэтому они ходили такой странной походкой.
Упражнение «Семенящая походка»
Детям предлагается пройтись семенящей походкой.
Даша:-Великая китайская стена — гордость Китая, это самая длинная стена в мире.
Китайцы надеялись, что стена защитит их от вражеских набегов.
По этой стене может свободно проехать автобус.
Легенда гласит, что большой огненный дракон прокладывал путь для рабочих по границе Китая, указывая, где нужно строить стену.
Камни великой китайской стены скреплялись между собой липкой рисовой кашей.
Коллективная постройка «Стена»
Из строительного материала дети строят общую стену.
Даша- Пришла пора возвращаться.(Даша крутит глобус. )
- Мы снова оказались в нашем детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали о Китае, увидели?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
2022