Актуальные вопросы начального общего образования

Титова В. В. Особенности работы над поэтическими текстами в начальной школе на уроках литературного чтения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Курс «Литературное чтение» способен дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека.
Стратегическая цель курса – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру, живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).
Текущая цель – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника.
Задачи курса:
- овладение речевой письменной коммуникативной культурой, через умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, через формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения, потребности читать произведения разных видов литературы);
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;
- воспитание интереса к чтению и книге, эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, через понимание художественного произведения как особого вида искусства.
При работе над стихотворением основная трудность заключается в том, чтобы как можно более полно раскрыть художественный образ, но при этом не разрушить целостность литературного произведения. Поэтому приобщение детей к поэзии требует особой методики, особого внимания к индивидуальному восприятию текста каждым школьником. На основе их переживания, удивления от красоты слова и удовольствия от понимания глубинного смысла формируется устойчивый интерес ученика к поэзии. Теоретическими понятиями стиховедения учащиеся пользуются практически, так они постигают художественный смысл произведения.
С первого класса начинается формирование представления о поэзии как об особом взгляде на мир. Происходит первоначальное ознакомление с ритмом и рифмой в форме нахождения рифмующихся слов, проговаривания, прохлопывания ритма, сочинения рифмовок.
При выходе из первого класса обучающийся должен научиться (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-понимать содержание прочитанного;
-находить и придумывать рифмы;
-отличать монолог от диалога.
Во втором классе подход углубляется, формируется представление о поэтическом восприятии мира, как о восприятии, помогающем обнаружить и выразить красоту мира природы, внутреннего мира человека, передать важные переживания: сочувствие, сострадание, радость, дружбу, любовь. Идет освоение учащимися простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы(преувеличения), контраста, олицетворения, эпитета (определения), звукописи.
При выходе из второго класса обучающийся может научиться (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
-находить в тексте по подсказкам учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
-воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
-понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
В третьем и четвёртом классах пристальное внимание направлено к индивидуальному авторскому приему. При анализе поэтического текста на первый план выходят: открытое выражение чувств, развертывание сюжета, переживания. Идет рассмотрение таких проблем, как непосредственное раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении; разница картин мира, создаваемых поэтами; общее представление о лирическом герое. Рассмотрение разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета, контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы, литоты, повтора и риторических вопросов. Все это дает ученикам общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой.
Внутренний мир лирического героя разбирается при изучении стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока, К. Бальмонта, М. Волошина, И Бунина, В. Маяковского, Э.Багрицкого, В. Набокова, С. Есенина, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Саши Черного, Н. Заболоцкого, Н.Рубцова, Д. Кедрина, Д. Самойлова, М. Светлова, А. Кушнера, А. Вознесенского и др.
При выходе из третьего класса обучающиеся имеют возможность научиться:
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-определять жанр литературного произведения, узнавать их при слушании;
-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
-соотносить содержание литературного текста и иллюстративного материала.
При выходе из четвёртого класса обучающиеся могут научиться (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору, в том числе любимого поэта;
-определять жанр литературного произведения, узнавать их при слушании;
-самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности;
-уметь давать характеристику литературному произведению;
-уметь выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении
Работа с поэзией в начальной школе, являясь пропедевтической по характеру, тем не менее, охватывает весь спектр проблем, связанных с дальнейшим изучением лирики в средней школе.

Библографический список

1.        Анализ и интерпретация поэтического текста на уроках литературы. http://pandia.ru [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 03.03.2022)
2.        Изучение лирики в начальной школе. http://www.mark5.ru [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 03.03.2022)
3.        Качество литературного образования в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 05.03.2022)
4.        Методические основы начального этапа литературного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 04.03.2022)
5.        Особенности восприятия младшими школьниками лирического произведения. [Электронный ресурс]. URL: http://referatwork.ru (дата обращения: 04.03.2022)
2022-03-29 16:03 2022