Актуальные вопросы начального общего образования

Назин Р. Н. Речевое умение, речевые упражнения и обучение монологическому высказыванию

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf

Особенностью монолога является его мотивированность. Нужно вызвать потребность говорить, а для этого важно создать внутреннюю мотивацию и условия, при которых бы появилось желание высказаться. К таким условиям, прежде всего, отношу использование таких стимулов, которые бы вызвали потребность «выразить» себя. Это возможно при создании благоприятного психологического климата в классе, доброжелательном отношении учителя и при стремлении школьников выполнить задание. Важен выбор и создание учебно-речевых ситуаций. Мотив речи находится в ситуации: есть ситуация, обязательно будет и мотив. Они могут бать разные: реальные, условные, воображаемые, фантастические, сказочные. Например: Снежная королева заморозила наших друзей. Мы сможем им помочь, если расскажем о ее любимом времени года – зиме.
Еще пример: В течение нескольких уроков заселяем дом воображаемыми жильцами, даем им имена, распределяем их по квартирам, придумываем им возраст, профессии, увлечения. На последующих уроках описываем дом, обставляем квартиры мебелью. Далее можно придумать жизнь каждого жильца в течение дня, т. е. рассказать о распорядке. Можно представлять жизнь детей: игры, занятия, положительные и отрицательные поступки, сцены знакомства, поздравления, споры, мяуканье кошек, лай собак и т. д. Об этом рассказывается или все это проигрывается, инсценируется.
Очень эффективны при обучении монологу уроки, проводимые по сюжетным линиям. Например, сначала готовимся ко дню рождению какого-либо героя, затем проводим его. Этот сюжет проводится на протяжении нескольких уроков.
Когда говорят, что никакой монологической речи не существует, то имеют в виду, что всякое сообщение диалогично по своей сути. В общении всегда есть 2 стороны: не только тот, кто говорит, но и тот, для кого говорится. Это, следовательно, означает, что не существует высказываний, которые не обладали бы обращенностью, целенаправленностью, не существует говорения в пустоту. Речь детей всегда должна быть обращена к слушателю. Эту характеристику нельзя игнорировать.
Чем можно привлечь слушателя? Эмоционально окрашенной речью. Чтобы она была таковой, этому надо учить. Речь должна быть эмоциональной, даже если, учитель и учащиеся говорят ограниченными языковыми средствами. Говорящий привлекает слушателя и тогда, когда он говорит что-то свое. Если ученик рассказывает, да еще и показывает фотографию, он как бы «создает» себе слушателей. Детей еще можно настроить на слушание заданиями типа: Послушайте рассказ Лены о ее семье и расскажите о ней. Посмотрим, кто сделает это лучше.
Наличие мотива высказывания, ситуативность и личностная ориентация – все в совокупности придает речи коммуникативный характер. В учебных условиях мотив не возникает сама по себе. Очень часто речь учеников вызывается диктатом учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме. Примеров такой речи можно привести множество. Например,
У: Миша расскажи о своем друге.
М: У меня нет друга.
У: Придумай.
Но к этому ученику задание могло звучать чуть иначе: У тебя нет друга. Очень жаль. Но у тебя, конечно, должны быть друзья. Представь себе, кто должен быть твоим другом и убеди нас, что твой друг самый лучший, чтобы мы тоже захотели с ним познакомиться.
Или часто случается, что дети не хотят описывать свой распорядок дня. Иногда причина в том, что у них попросту отсутствует режим дня. В этих случаях можно попросить описать режим дня космонавта или спортсмена. Дети также любят рассказывать, как прошел день Незнайки или о рассеянном человеке с улицы Бассейной.
Желание говорить появится и тогда, когда детям при изучении различных тем, предлагать приносить фотографии, игрушки, рисунки. Каждый ученик будет говорить о своем, подтверждая свои слова наглядно, что придает речи личностный смысл.
Исходя из особенностей монологической речи, целью обучения этому виду речевой деятельности является формирование речевых монологических умений. Под ними понимаются умения: правильно в языковом отношении, логически последовательно (связно), достаточно полно, достаточно коммуникативно – мотивировано (в зависимости от целей коммуникации) и творчески пользоваться языковыми средствами.
Сразу такое умение не возникает и на русском языке. Как же учить, какими правилами руководствоваться, с помощью каких методов и приемов развивать у учащихся умение говорить? Как же развивать качество речи? Поскольку оно не появляется «вдруг, после одного или – двух упражнений, нужен целый комплекс, причем не один, а периодически повторяемый.
Овладение говорением проходит по схеме: от диалогической речи к монологической. К отработке развернутых высказываний приступаю только после того, как дети усвоили в диалогических упражнениях языковой материал в объеме, необходимом для организации монологического высказывания, построенного на различных грамматических структурах.
2021