Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Куц В.В. Патриотизм на уроках математики, или Как прививать любовь к Родине

Библиографическое описание:

Куц В.В. Патриотизм на уроках математики, или Как прививать любовь к Родине // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Введение

С 1 сентября 2022 года во всех российских школах началась реализация нововведений для поднятия уровня патриотизма детей. Каждый понедельник школы начинают с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения государственного гимна, так же в рамках внеурочной деятельности введен урок «Разговоры о главном», на нем классный руководитель рассказывает обучающимся об основных текущих событиях, праздниках Российской Федерации и т.д. Миссия данного проекта: воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой патриотических чувств, этических качеств, высоким уровнем нравственной, социальной и интеллектуальной компетентности. Целью проекта является формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентиров обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Центральными темами «Разговоров о важном» стали: патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов. Требуется обновленный подход к путям и методам патриотического воспитания школьников не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Можно многому научить ребенка, но не привить ему чувства справедливости, доброты, любви к Родине. Важно повышать воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания на уроках. Перед школой стоит задача сделать учебный процесс более значимым для учащихся, помочь находить родное и важное при изучении предметов в учебных заведениях. Математика… Решение задач. На первый взгляд, с данной темой нет ничего общего, но только на первый!

1. Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотизм это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Жить ради улучшения своей страны, служить ей всеми возможными способами и жертвовать своей жизнью всякий раз, когда есть необходимость. Многие люди по-прежнему продолжают служить своей стране с такой же преданностью.

Патриотизм — это чувство любви и уважения к своей стране. Известно, что патриоты любят свою страну безоговорочно и гордятся этим. В каждой стране мира есть множество патриотов — людей, которые готовы что-то сделать для своей страны. Тем не менее, дух патриотизма, кажется, исчезает в наши дни из-за растущей конкуренции во всех областях, а также меняющегося образа жизни людей. Но жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм.

Патриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце. Такое качество требует решимости от человека, ответственности за свои действия. Люди не должны предавать свою родину, они обязаны заботиться о ней, прикладывая при этом долю собственных сил.

Множество писателей изображали в своих книгах патриотизм, призывая читателей к любви к родине. Явным примером из литературы служит произведение Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", где главный герой Петр Гринев служил наказу отца: "Береги честь смолоду". Персонаж истинный патриот своего Отечества, так как его решения по отношению к родине непоколебимы, он не предал присягу императрицы, находясь под угрозой смерти. Так, Петр Гринев заслуживает восхищения, ибо его действия направлены на сохранение своей родины, заботе о ней.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы школы. На уроке в какой-то мере воспитание осуществляется посредством четырех факторов:

² через содержание образования;

² через методы и формы обучения;

² через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

² через личность самого учителя.

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных людей, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.

2. Патриотизм на уроках математики

При обучении математики основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

1) использование историко-математического материала;

2) проведение нестандартных уроков;

3) решение математических задач прикладного характера и идейной направленности.

На уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны.

Следующие задачи можно предложить для решения в любом классе. В зависимости от возраста, класса, вычислительных навыков учащиеся будут решать различными способами, но полученный ответ взволнует каждого!

² Цена Победы: Великая Отечественная война шла 4 года. 1418 дней. 27000000 погибших. 14 человек каждую минуту. Каждый погибший – это чей-то отец, сын, брат, мать, сестра… Если каждому погибшему поставить по 1 минуте молчания, то население Земли замолчало бы….. (51,4года)

Еще одна задача, которая не оставит равнодушным ни одного ученика, ее можно взять для урока, полностью посвященного блокаде Ленинграда.

² Хлеб Ленинграда: На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось: 40 грамм соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше, чем соломы, а отрубей в 5 раз больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедал в сутки житель блокадного Ленинграда?

Для учащихся 7-9 классов: В 1941 г. (июль-декабрь) было произведено 43024 тонны пороха, а уже в 1944 г. его производство достигло 126890 тонн.

² Задача: Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6,5 раза больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы селитры и серы вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 250 кг пороха? (30 кг сера, 195 кг селитра, 25 кг уголь)

9 класс тема «Прогрессии»

² Задача: В первый день танковая колонна прошла 10 км. В последующие дни колонна проходила на 2,5 км больше, чем в предыдущий день. Поход длился 8 дней. Какое расстояние прошла колонна?

² Задача: Самолет начал снижение на высоте 8000 м и первые 10 минут снижался на 500 м в минуту. Записать формулу для вычисления высоты hn, на которой будет находиться самолет через n минут после начала снижения. На какой высоте будет находиться самолет через 2 минуты после снижения, через 7 минут? На какой минуте самолет окажется ниже 4000 м над уровнем земли? Изобразить на координатной плоскости десять членов этой последовательности.

² Задача: Подводная лодка за первую минуту погрузилась на глубину 125 м. В последующие минуты она погружалась в 0,4 раза быстрее, чем в предыдущий раз. Сколько минут лодка будет погружаться на глубину 206,5 м?

Тема: «Векторы. Метод координат на плоскости»

² Задача: При взятии высоты командир отделения указал стрелку огневую позицию в точке В (-4;-1) и сектор ведения огня: справа А (1;-2) слева С (3;0). Определить угол обстрела.

² Задача: Командир минометной батареи получил задачу на уничтожение противника и его огневых точек в районе, ограниченном точками А (95;4) В (9;6) С (6;7). Какова площадь обстрела?

10 класс «Многогранники»

² Задача: Сечение траншеи – равнобедренная трапеция, нижнее основание 90 см, верхнее 1,4 м, боковая сторона 1,7 м. Определить объем грунта, который нужно вынуть, если общая длина траншеи 155 м.

«Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

² Задача: В отряде 25 бойцов. Двоих надо отправить в разведку. Сколько существует вариантов это сделать?

Таким образом, решение сюжетных и практических задач, содержащих материалы краеведения и исторические сведения, позволяют сделать урок математики не просто уроком вычислений и заучивания формул, а уроком, который пробуждает чувства сопричастности с прошлым и настоящим своей малой родины и России, с величием своих предков.

Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков.

Решение на уроках математики задач, содержащих информацию о городе,селе повышает интерес к предмету. Когда умение решать задачу сплетается с историей, задача становиться более значимой и может стать по-настоящему интересной каждому ученику.

«Задачи на подготовку к ОГЭ»

² Красная площадь- главная площадь Москвы, расположена между Московским Кремлем и Китай-городом. Длина Красной площади 330 метров, а ширина 70 метров. В 1930 году выложили ее камнем редкой магматической породы, обтесанным вручную. Размер "камушка" - 10 на 20 сантиметров, толщина - 20 сантиметров. Найдите периметр и площадь Красной площади.

² Сколько понадобилось камней, чтобы полностью покрыть площадь?

«Задачи на сравнение »

² Ладожское озеро крупнейшее пресноводное озеро в Европе и второе по величине озеро России после Байкала. Площадь Ладожского озера 17 870 км², протяжённость 219 км. Онежское озеро второе по величине пресноводное озеро в Европе после Ладожского озера и третье в России.Площадь Онежского озера 9 720 км², протяжённость 248 км. На сколько площадь Ладожского озера больше Онежского? Какое озеро длиннее и на сколько?

² Озеро Байкал древнейший водоем нашей планеты является самым глубоким озером на Земле. Его глубина 1642 метра. Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии. Ладожское озеро расположено на северо-западе России. Глубина Каспийского озера на 617 метров меньше глубины озера Байкал, а глубина Ладожского озера на 792 метра меньше Каспийского озера. На сколько метров озеро Байкал глубже Ладожского?

«Нахождение части от числа»

² Население Карелии- 602 458 человек. В столице России живет 12 640 818 человек; в Санкт-Петербурге – 5 377 503 человека, в Новосибирске - 1 719 659 человек.Во сколько раз население Карелии меньше населения Москвы? (ответ округли до десятков).На сколько человек население Москвы больше, чем население Санкт-Петербурга? Какую часть населения России составляют новосибирцы?

² Длина реки Урал 2 428 километров, Волги 3530 километров, так же река Урал составляет 1,7 части реки Лены. Какую часть реки Волги составляет река Урал. Какова длина реки Лена.

«Натуральные числа»

² Дербе́нт город на юге России в Республике Дагестан, расположен в 125 километрах к юго-востоку от Махачкалы, на берегу Каспийского моря. Иннопо́лис — город в Республики Татарстан,. В нём расположены Университет Иннополис и особая экономическая зона «Иннополис». Является одним из трёх наукоградов в Российской Федерации (наряду с подмосковным центром Сколково и новосибирским Кольцово), созданных для развития информационных технологий и инновационных высоких технологий. Дербент отметил свое официальное 2000-летие в 2015 году. В тоже время признали официально город Иннополис. Сколько лет городу Дагестанский Дербент сейчас?

² В 1994-1995 годах на Поклонной горе был возведен Монумент Победы.Масса Монумента Победы – 1200 тонн, что в 30 раз превышает массу бронзовой статуи Ники, установленной на монументе. Какова масса статуи?

Погружаться в прошлое и настоящие, реально представлять жизнь наших предков, изучать Родину и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогают задачи. В данной статье были приведены только некоторые примеры возможных задач, которые учителя математики могли бы применять на своих уроках, даже в старших классах.

В современном образовании нужно уделять особое внимание как формированию знаний и умений при изучении каждого учебного предмета, так и формированию социально активной личности осознающей и принимающей ценности патриотизма. Поэтому для современной школы является актуальным поиск путей формирования патриотизма у обучающихся средствами каждого учебного предмета, в том числе и средствами математики. Так, огромный воспитательный потенциал школьной математики подчеркивают известные ученые-методисты и математики, такие как: А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий и многие другие.
2023-05-04 15:17 2023