НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лодыгина К. Ю. Игры с мозаикой в разновозрастной группе

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Мозаика – очень полезная игрушка для детей. Она улучшает мелкую моторику рук, учит терпению и усидчивости, развивает фантазию и память, раскрывает творческие способности ребенка. Ребенок учится подбирать подходящие по форме или цвету фрагменты.
В любой группе можно найти мозаику. А то и не одну. Это хорошая развивающая игрушка, которую любят собирать как дети, так иногда и взрослые.
Чтобы заинтересовать ребенка этой игрой, давайте ему задания по принципу “от простого к сложному” и внимательно следите за его первыми достижениями. Для начала изучите цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком элементы мозаики основных цветов. Создавайте цветовые дорожки, узоры.
Существует следующая последовательность знакомства ребенка с мозайкой.
1.На первой ступени обучения игре с мозаикой знакомят детей с деталями мозаики без игрового поля. Это дало им возможность познакомиться с цветом, с формой деталей. Именно на этой ступени обучают детей брать в руку только одну деталь.
2.Следующая ступень обучения игре с мозаикой – это знакомство детей с пространством игрового поля. Знакомство с пространством игрового поля идет в следующей последовательности:
1.        одиночное выкладывание;
2.        выкладывание вплотную друг к другу;
3.        горизонтально-вертикальное выкладывание;
4.        выкладывание «по кругу».
Далее учат детей видеть части пространства пластины – верх и низ. Для этого использовала два способа выкладывания «линейных» объектов:
1.        горизонтальное выкладывание;
2.        вертикальное выкладывание.
Для горизонтального выкладывания:
- речка,
- дорожка,
- ручеек и т.п.
Для вертикального выкладывания:
- цветочек растет,
- дорожка и т.п.
3. На третьей ступени игры с мозаикой становятся частью занятий педагога.
В настоящее время существует разнообразие мозаек: Сейчас можно купить мозаику настольную и напольную, логическую и объемную. Есть также классическая настольная мозаика, с которой мы знакомы с детства, однако она не утеряла свою актуальность. Форма фишек в ней в виде сферических сот на тонких ножках, когда вы собираете картинку на специальной подставке, ножки крепятся в дырочки и отдельные части мозаики плотно примыкают друг к другу.
При выборе мозаики важно учитывать возраст ребенка. Для самых маленьких детей подойдет сферическая или сотовая мозаика. Элементы в такой мозаике крупные(диаметр шестигранника - 40 мм), поле размером 330 на 230 мм, так что ребенку удобно брать их в руки и одевать на ячейки. Обратите внимание, защелкиваются ли элементы на поле, иначе при любом наклоне мозаики она будет рассыпаться.
Для детей постарше – примерно от 2 лет, подойдет уже мозаика с элементами на ножке. Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки. Примеры изображений из мозайки: домик на травке, светит солнышко, елочка на снегу, падают снежинки, цыпленок, рыбка, собачка.
В возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику – паззл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики для малышей крупные, так что ее удобно собирать на полу. Выбирайте такую мозаику с картинками понятными малышу – изображениями животных, фруктов и овощей, игрушек.
Не настаивайте на точном выполнении инструкций, пусть малыш попробует собственные силы, складывая простейшие композиции. Соберите цветочек, солнышко, домик. Если ребенку понравилось, увеличивайте количество элементов и сложность композиции. При этом, помогайте ребенку, если что-то не получается, но не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий.
Когда ребенок поймет основные приемы работы с мозаикой, он уже сам будет придумывать сюжеты и собирать их из мозаики, главное заинтересовать его, пробудить интерес к игре, и через некоторое время вы сможете соревноваться с ребенком на то, кто составит более красивую картинку.
Как же еще можно играть с мозайкой?
Игры в мозаику не ограничиваются только лишь собиранием разных картинок, как кажется.
Можно сортировать мозаики по цветам в различные емкости и баночки,
Опять же распределение по цветам, в кольца от пирамидки, Можно просовывать мозаику в небольшие отверстия, а можно украшать ею все, что только возможно, отверстия на кубиках тоже не остались без внимания, геометрические формы. Так же разноцветные геометрические фигурки могут быть в качестве тарелочек, а мозаика служила едой.
Не остаются без внимания и машинки (перевозим мозайки при этом сортируя по цвету), к примеру задание «Помоги мышонку прийти к маме, но не попасть в лапы кошки» (Первый вариант – сделать дорожку, Второй вариант – спрятать кошку).
Проявляйте фантазию, учите, создавайте, творите, ведь мозайка одна из обучающих игрушек для наших малышей.

Библиографический список:

1. Павлова Л.Н. Пилюгина Э.Г. Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие. / Методическое пособие. – М., 2003.
2. Кудрина Т.П. Увлекательные игры с мозаикой. / Воспитание и обучение. - № 5., 2008.
3. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Книга для воспитателя детского сада. _ М., 1988.
4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1983.
5. Печора К.Л. Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002.
2020