НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фадеева С.А. Формирование саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста является формирование саморегуляции, то есть способности к произвольной регуляции их состояния, поведения и активности. Формирование саморегуляции является сложным и длительным процессом, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. Он может включать три механизма: взаимодействие и общение со взрослым, игровую деятельность и специальные психогимнастические упражнения.
Каждый из этих механизмов (способов формирования) имеет специальное назначение. В процессе общения со взрослым, ребенок может обрести тот значимый для него личностный смысл, который поможет регулировать поток активности. Игра (игра по правилам) способствует формированию опыта и умения действовать в соответствии с установленными нормами. Психогимнастические упражнения позволяют формировать способность осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка.
К концу дошкольного возраста формируется основной склад личности ребенка, то есть этап личностного развития, который характеризуется:
- расширением «реального образа ребенка» (представление о себе - кто я). В старшем дошкольном возрасте в "образ Я" входят не только имя собственное, способность соотносить себя с определенным полом и возрастом, но и личные желания, умения и качества личности. Старший дошкольник понимает, что он, например, «Ваня-мальчик, ему шесть лет, он любит играть в машинки», а также, что он «смелый, ловкий, умеет быстро бегать»;
- формированием «идеального образа Я» - представление о том, каким я хотел бы быть. Посредством бесед со взрослыми, чтения детской литературы, наблюдения за общественной жизнью ребенок узнает социально одобряемые черты характера, способы и модели поведения, все это формирует «идеальный образ Я», то есть ребенок может хотеть быть добрым, целеустремленным, терпеливым, смелым, храбрым, скромным и т. д.;
- формированием самооценки ребенка при сравнении реального и идеального «образа Я»;
- формированием и закреплением в поведении определенных личностных черт ребенка. «Первичный склад личности» ребенка включает в себя реально (действительно) сформированные в его характере уверенность - неопределенность, общительность - замкнутость, решительность – не решительность, спокойствие - тревожность, интеллектуальную активность - пассивность и другие личные качества. Значение этих и других качеств личности заключается в том, что они будут определять, регулировать соответствующее поведение ребенка в широком диапазоне ситуаций.
Развитие саморегуляции будет успешным при наличии первичного склада личности человека, личностного потенциала ребенка, который формируется при общении взрослого с дошкольником о регулировании его деятельности.
Смысл данной регуляции может быть связан с личностными особенностями ребенка (как он себя воспринимает и каким хочет быть). К примеру, взрослый может сказать ребенку: «Заверши сегодня свою поделку для детского сада, потому что ты ответственный и целеустремленный», или «Выполни эту трудную задачу, потому что ты настойчивый», или «Будь терпелив, пока я не куплю тебе эту игрушку. Ты можешь быть терпеливым, верно?». Другими словами, потребность ребенка регулировать свое состояние или поведение может быть связана с социально одобренными волевыми личными качествами.
Необходимым условием для успешной связи личного потенциала ребенка с развитием его саморегуляции является в первую очередь ознакомление ребенка с волевыми качествами человека, через беседы, наблюдения за общественной жизнью, в процессе познания детской литературы, в которой подчеркивается важность и социальное одобрение таких волевых качеств личности, как преданность, настойчивость, трудолюбие (например, Е. Пермяк "Птичьи домики"), терпение (Е. Пермяк "Спешащий нож"). Цель этого знакомства заключается в том, чтобы:
- данные качества были восприняты ребенком как ценные, социально одобряемые;
- за каждой волевой чертой личности у ребенка была сформирована модель соответствующего поведения на образном материале (например, действия литературного персонажа или определенный поступок конкретного ребенка);
- слова «целеустремленный», «настойчивый», «терпеливый» и т. д. вошли в активный словарный запас ребенка;
- утвержденные качества вошли в «идеальный образ Я» ребенка, то есть он хотел бы быть таким.
Необходимо обогащать представление ребенка о волевых качествах человека с помощью соответствующих пословиц и поговорок. Это мо­гут быть такие пословицы как: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Поспешишь - людей насмешишь», «Делу - время, потехе - час», «Терпи, казак, атама­ном станешь», «На хотенье есть терпенье» и др. При ознакомлении детей с данными пословицами необходимо обсудить с детьми какой смысл заключен в пословицах, почему так говорится, обыграть разные ситуации, в которых можно показать эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций.
При формировании саморегуляции необходимо обратить внимание ребенка на то, что в его характере уже есть задатки волевых качеств. Это можно сделать в процессе общении с ребенком попросив рассказать историю из его личного опыта, когда он мог проявить целеустремлённость, трудолюбие или терпение. Так же увидев, что ребенок проявляет старательность, усердие или терпение, обратить его внимание и сказать: «Я вижу, что ты сейчас проявляешь усердие, терпение. Молодец» или «Тебе приходится быть терпеливым сейчас».
Для ребенка важно понимать, что целеустремленность, настойчивость, старание и терпение - важные и цен­ные качества, только тогда их можно использовать в деле развития саморегуляции. Если ребенок оказывается в ситуации, в которой ему трудно контролировать себя, например он очень хо­чет делать то, что сейчас нельзя, или его отвлекают более привлекательные в данную минуту дела, то взрослый может ему помочь. Взрослому необходимо при­дать ситуации особый значимый и позитивный для ребенка личностный смысл, сказав, например: «Как раз сейчас ты можешь показать свою старательность, терпеливость, умение достичь то, чего ты хочешь», привести пример из сказки «Шесть лебедей», где сестре пришлось терпеть целый год, обратившись к ребенку с вопросом «А ты сможешь потерпеть немного?».
Общение педагога с детьми в режимных моментах, правильно организованная образовательная деятельность, направленная на ежедневное включение занятий по формированию таких качеств как терпеливость, целеустремленность, настойчивость, а также общение родителей с детьми о регуляции своей деятельности, все это будет способствовать формированию успешной саморегуляции дошкольников.

Библиографический список

1.       Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.
2.       Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.
3.       Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
4.       Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
2019