НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Корхалева М.С., Корсак О.В., Раховецкая И.Н. Маркеры игрового пространства. Технология активного обучения – игровая технология

Библиографическое описание:

Корхалева М.С., Корсак О.В., Раховецкая И.Н. Маркеры игрового пространства. Технология активного обучения – игровая технология // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги должны создавать образовательную среду в группе детского сада для ребенка дошкольного возраста. Реализовать требования к созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среде можно с помощью использования маркеров игрового пространства.

Маркеры (знаки) игрового пространства - это знаки, макеты, игрушки, игровой материал, конструкции для сюжетных игр, указывающие на место действия и обстановку, в которой оно происходит (например, «дом-теремок», «ракета», «корабль», «дорога», «речка» и т.п.).

В нашем детском саду маркеры игрового пространства изготавливаются из цветного поликарбоната. Листы поликарбоната режутся на необходимые детали, края оклеиваются цветным скотчем, детали скрепляются «липучками». Многофункциональные конструкции легко складываются, переносятся, легко подвергаются гигиенической чистке. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Воспитатели групп обмениваются маркерами игрового пространства.

Педагогу маркеры игрового пространства помогают выбрать более свободную позицию в отношениях с детьми, приближая ее к партнерской; применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках субъект-субъектной модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детейк активному участию в совместной со взрослым работе.

Маркеры помогают разграничить пространство группы и создать каждому ребёнку или подгруппе детей место для самостоятельной активности, условно отделённого от других детей.

С помощью маркеров игрового пространства мы можем обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников создав центр уединения и релаксации (рисунок 1). Благодаря маркерам игрового пространства дети могут самостоятельно преобразовывать пространство группы в зависимости от своих интересов и игровой ситуации, создавать пространство действия воображаемой ситуации для организации игры (рисунок 2).

Ребенку маркеры игрового пространства помогают овладевать игровой деятельностью, развивать творческие способности в сюжетно-ролевой игре, разнообразить игру. Например, маркер «Универсальная ширма» изготовлен из четырёх полипропиленовых листов белого цвета. Технология изготовления этого маркера следующая: один лист полипропилена разрезается на четыре равные части (полотна); все полотна соединяются с помощью нейлоновых хомутов, а торцы обклеиваются цветным скотчем; на полотна приклеивается контактная лента (липучка) для последующего прикрепления к ней различных атрибутов игры. Этот маркер удобно использовать как ширму для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, и как разграничитель игрового пространства (что особенно важно в условиях малых групповых помещений). Например, для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Кафе» «Супермаркет», «Детский сад» и других (рисунок 3, 4). Для рассматривания различного наглядно-дидактического материала. Можно использовать в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений: «Сосчитай все, ягоды, фрукты, овощи», «Сколько всего грибов» и т.д. Также этот маркер очень удобно использовать в театральных постановках (рисунок 5, 6).

Данную технологию могут использовать все педагоги дошкольных организаций. Маркеры игрового пространства обладают рядом достоинств способствуют развитию фантазии и воображения у детей; отвечают гигиеническим требованиям; легко трансформируются; безопасны; многофункциональны; вариативны; дают возможность индивидуализации образовательного процесса и самостоятельного выбора того пространства, где ребенок будет играть и заниматься любимым видом деятельности; дают возможность преобразования предметной игровой среды «под замысел», занимая минимальное место при хранении; выполнены из недорогих и доступных материалов.
2023