Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Усманова А. И. Способы формирования исследовательской компетенции у обучающихся на уроках литературы при работе с текстом художественного произведения

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Главная цель обучения в школе – не овладение энциклопедическими знаниями, а формирование личности ученика. Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Исследовательская деятельность обучающихся – это, по определению А.В. Обухова, деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с за ранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [4, с. 8]. Исследовательская компетенция, как отмечает Е.Г. Кошкина, включает целый спектр умений и навыков: библиографические умения; навык работы со справочной литературой, систематизации теоретического материала и логичного его построения; способность к анализу проблемной ситуации, формулирование проблемы, поиск способов ее решения; умение формулировать обобщающие выводы в соответствии с поставленными целями и задачами; умение оценить результаты проведенного исследования с точки зрения их достоверности и практической значимости и т. д. [2, с. 52].
Основной формой работы на уроках литературы с целью формирования и развития исследовательской компетенции на старшей ступени обучения может стать интерактивное занятие, демонстрирующее готовность учащихся к разным формам работы с информацией. Исследовательская компетенция не может формироваться только на определенном этапе урока; она формируется на разных его этапах в зависимости от того, какую цель ставит перед собой каждый участник образовательных отношений.
Следуя за логикой построения урока литературы, исследуем, какие формы и методы работы наиболее перспективны для развития исследовательской компетенции на уроках литературы.
На первом этапе урока – целеполагание – учитель и ученик должны определить для себя цели и ведущие задачи. На этом этапе важна мотивационная составляющая, настраивающая на анализ произведения, когда сами учащиеся после ознакомительного чтения смогут очертить круг вопросов и проблем, требующих разрешения.
Первым шагом на этапе анализа художественного произведения может быть прием погружения в эпоху и время действия для пробуждения творческой активности и создания определенного настроя. Например, задание: вообразите, мысленно обрисуйте жизнь города Калинова или представьте себе декорации к пьесе М. Горького «На дне»; расскажите о быте и нравах донской станицы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (образ жизни, обряд сватовства, отношения в семье).
В процессе анализа и интерпретации художественного произведения на этом этапе учителю необходимо поставить четкие цели. Чаще всего используется прием «мозгового штурма» или постановки проблемного вопроса. Например, почти каждая строка Ф.М. Достоевского заставляет мучиться и страдать читателя, который задает себе бесконечный вопрос: «Зачем?». И.С. Тургенев сказал о романе И.А. Гончарова «Обломов»: «Пока останется хоть один русский, – до тех пор будут помнить Обломова» [1, с. 184]. Что хотел подчеркнуть этим высказыванием писатель? Такие провокационные вопросы заставят учеников окунуться в произведение, его проблематику, рассмотреть все пунктиры образов и ответить на главный вопрос: чему нас учит это произведение?
Также учащиеся при анализе произведения наблюдают за изобразительно-выразительными, словообразовательными характеристиками текста, осмысливают синтаксическое богатство языка. Подобная работа помогает глубже понять идейно-образное содержание произведения. Такая деятельность может быть проведена, например, при изучении драмы А.А. Островского «Гроза»: анализ двух монологов Катерины («Отчего люди не летают так, как птицы...» и заключительного монолога «Куда теперь?»).
В процесс аналитической работы с произведением можно включать творческий практикум «Интерпретация повести литературоведами». Например, в процессе исследования образа Базарова учащиеся обращаются к высказываниям литературоведов о герое и отвечают на вопросы: есть ли противоречия в приведенных высказываниях? Какое высказывание, по вашему мнению, ближе к точке зрения Тургенева?
Разновидностью работы по анализу стихотворений может стать цикл занятий сопоставительного анализа лирических текстов при помощи исследовательского метода. Изучая творчество А.А. Блока, можно предложить сравнить стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» и «Незнакомка». В результате сопоставительного анализа учащиеся должны проследить, как меняется образ Прекрасной Дамы от образа Вечной женственности до сложного, противоречивого женского образа, отражающего трагизм современного мира. Изучая поэзию С.А. Есенина и работая в группе с несколькими стихотворениями одной тематики, ученики отвечают на вопрос: «Изменилось ли отношение лирического героя к природе?» или «Каково отношение Есенина к русской деревне и “Руси советской”»?
Еще более сложным видом анализа художественного произведения может стать сопоставление стихотворений разных поэтов. Учащиеся исследуют, как в стихотворении проявляются черты индивидуальной поэтики каждого из авторов. Рассмотрим это на примере вопросника для изучения стихотворений «Еще земли печален вид...» Ф.И. Тютчева и «Еще весны душистой нега...» А.А. Фета: «Выявите своеобразие художественной формы каждого стихотворения в отдельности»; «Как форма отражает поэтический замысел?»; «О чем эти стихотворения?»; «Что означает понятие «аллегорический подтекст»?» и другие.
Использование такого приема на уроке откроет перед учениками новые возможности «слышать» мелодию стиха каждого поэта, погрузиться в поэтику произведений каждого из авторов.
Итак, с целью формирования исследовательской компетенции может использоваться широкий спектр методов и форм занятий. Формирование исследовательской компетенции у учащихся направлено на повышение качества обучения. Такое обучение повышает не только мотивацию к обучению, но и уровень сознательности, активности и самостоятельности учащихся, то есть создает все условия для эффективной познавательной деятельности. Исследования развивают логику, закрепляют умение действовать в проблемной ситуации и ориентироваться в процессе поиска правильного ответа.

Библиографический список

1. Гончаров И.А. Необыкновенная история: (Истинные события) / Вступ. ст., подгот. текста и коммент. Н.Ф. Будановой // И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. С. 184–304.
2. Кошкина Е.Г. Исследовательская компетенция студентов: к вопросу ее формирования в рамках проектной и исследовательской деятельности в и вне вуза // KANT. 2018. No 1 (26). С. 52–58.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. No 5. С. 3–12.
4. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. No 4.
2021