Библиографическое описание:
Цаплина Е.А. Формирование читательской грамотности младших школьников средствами реализации педагогического проекта «Книга - наш друг» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Хочу поделиться своим опытом по формированию читательской грамотности младших школьников средствами реализации педагогического проекта «Книга-наш друг».
Понимая огромную роль книг в развитии ребёнка, как интеллектуальном, так и нравственном, ранее мною был разработан педагогический проект «Чтение вот лучшее учение», который успешно реализовывался мной с учащимися 3 и 4 классов.
Благодаря реализации данного проекта мне удалось сформировать у детей любовь к чтению, желание читать и с удовольствием пользоваться услугами библиотеки.
Но, на современном этапе развития России, основная задача современной школы – повышение качества образования в том числе, и путём формирования функциональной грамотности, которая позволяет воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Читательская грамотность является фундаментом формирования функционально развитой личности и становится ключом к другим видам функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией является обязательным условием успешности.
Читательская грамотность – это:
• способность человека понимать и использовать письменные тексты;
• размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
• расширять свои знания и возможности;
• участвовать в социальной жизни.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Без которого невозможно формирование читательской грамотности.
Проект «Чтение вот лучшее учение» прекрасно помогает решать воспитательные задачи, но не имеет акцента на формирование читательской грамотности.
Начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, как можно использовать возможности проекта для достижения задач в том числе и по формированию читательской грамотности, чтобы к концу 4 класса учащиеся владели достаточным умением работать с текстом, читать, понимать, размышлять над его содержанием, легко излагать свои мысли, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать грамотного читателя.
Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью чтения еще не значит стать грамотным читателем.
В итоге, проект был модернизирован и превратился в долгосрочный (на 4 года) педагогический проект «Книга-наш друг» способствующий решению данной задачи.
Цель проекта: формирование духовно-нравственной личности способной к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Проект имеет 4 этапа реализации.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (1 класс) -приобщения детей к чтению, овладение техникой чтения.
2 этап - начальный (2 класс) - совершенствование читательской самостоятельности, формирование оптимальной скорости чтения.
3 этап - основной (3 класс) -формирование навыков, характеризующих настоящего читателя (умение и желание самостоятельно читать, формирование умения извлекать интересную и полезную информацию)
4 этап - заключительный (4 класс) -формирование читательских предпочтений, совершенствование умений извлекать из текста интересную и полезную информацию, работать с различными источниками информации.
С целью повышения мотивации к чтению на самом старте реализации проекта в классе был оформлен читательский уголок, заведены читательские дневники.
А также сделан экран читателя. Экран был сделан в виде небольшого стенда, на котором был размещен список учащихся, на против каждого имени находится дорожка-кармашек, в которые размещаются веселые смайлики, полученные за каждое прочитанное произведение, и активное участие в мероприятиях. Данная форма носит соревновательный характер среди детей, поэтому очень любима.
Использование интересных форм работы: литературные недели, выставки рисунков, конкурсы, викторины, акции, театрализованные постановки, экскурсии в библиотеку, библиопикники и многие другие помогает мне сохранять интерес детей к проекту на протяжении всех 4 этапов. Предлагаю остановиться на более полюбившихся детьми:
Создание видео сборника «БУКТРЕЙЛЕРА»
Буктрейлер - это короткий видеоролик по мотивам книги., другими словами реклама понравившейся книги.
Ребенок должен рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, вызвать желание прочитать именно это произведение.
Совместно с учениками я делаю это с увлечением, следуя алгоритму.
1. Первым этапом в создании ролика является выбор и прочтение произведения.
2. Составляем сценарий к буктрейлеру, это 6-15 предложений (это зависит от возраста учащихся), которые можно озвучить вместе с картинками.
3. Далее подбираем видео ряд по данному произведению, это могут быть картинки, рисунки, фотографии, видео нарезки фильмов, мультфильмов, не нарушая авторских прав.
4.Переходим к озвучиванию текста (на мой взгляд это самый интересный момент), можно самим озвучить текст, можно наложить музыку. Выбирается компьютерная программа или приложение, в которой все эти нарезки вкладываются, склеиваются и создаётся видеоролик-буктрейлер.
Если в 1 классе такие ролики создаются с помощью учителя или родителей, то к 4 классу они становятся самостоятельным творческим проектом, который позволяет активизировать познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление, что приводит к положительным результатам в образовательном процессе.
Применение создания буктрейлеров является инновационным методом, позволяющим не только повысить читательский интерес, но и развить творческий потенциал детей.
Театральный фестиваль «Живые страницы»
Театральный фестиваль «Живые страницы» -это мероприятие в ходе которого проводится инсценирование отрывков из прочитанных произведений.
Перед проведением таких мероприятий, мы с ребятами собираемся за круглым столом и все дружно обсуждаем и выбираем тему театрального фестиваля (обычно тема фестиваля посвящена юбилейным датам писателей и поэтов) прочитываем произведение, анализируем, извлекаем из текста информацию, необходимую для инсценирования (кол-во героев, характер, внешний вид и т.д., продумывания декорации, атрибуты костюмов, составляем список приглашенных.
Объем и содержание произведений подбираются в зависимости от возраста детей.
Участие в театральных постановках дает возможность учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения.
Школьники более глубоко проникают в основной смысл текста, используемого для инсценировки, пытаются правильно понять мотивы поступков героев, их черты характера, поведение.
Театрализованная деятельность – одна из эффективных форм работы по формированию грамотного читателя.
КВИЗ «Семейное чтение»
Главным фактором, стимулирующий интерес ребенка к чтению, является читающая семья.
Очень важно устраивать мероприятия, в которых принимают участие учащиеся совместно с родителями. Одним из таких мероприятий является КВИЗ «Семейное чтение»
Квиз-это соревнование, во время которого участники команд
выполняют различные задания и отвечают на вопросы. В нашем случае задания и вопросы относятся к прочитанному произведению. А какое это будет произведение, мы решаем путем онлайн голосования. Так же определяем сроки прочтения и назначаем дату проведения.
Пока дети с родителями читают произведение, анализируют его, в школе тоже полным ходом идет подготовка: подготовка помещения, зал украшается в соответствии с выбранным произведением, подбирается музыкальный репертуар и т.д.
В назначенный день, все дружно собираются в зале, готовые к соревнованиям.
Выбирается жюри. К критериям оценивания КВИЗА относятся: понимание задания, умением работать с текстом, читать, понимать, размышлять над его содержанием, грамотно излагать свои мысли.
Важно: заранее просчитывать количество вопросов и заданий, чтобы каждый имел возможность ответить и принести своей семейной команде балл.
Такая форма работы очень интересна и я имею возможность наблюдать, как дети используют приобретенные знания на практике.
Конкурс «Книга рекордов в классе «Лучшие из лучших»
По результатам ведения читательских дневников и экрана читателя, в конце учебного года мы подводим итоги работы над проектом в виде конкурса «Книга рекордов в классе «Лучшие из лучших».
Экспертное жюри в состав которого входит школьное правительство, изучают информацию в читательских дневниках, на экране читателя подводят итоги конкурса.
При подведении итогов учитывается: количество прочитанных произведений, разносторонность читательских интересов.
Победители награждаются дипломами и грамотами, а их имена заносятся в специально созданную книгу рекордов класса «Лучшие из лучших»
После реализации каждого этапа проекта я подвожу итоги работы: исследую технику чтения по четвертям (которая имеет положительную динамику, а также провожу мониторинговые работы «Умение работать с текстом», итоги которой показывают эффективность моего педагогического проекта.
Все вышеперечисленные формы мероприятий, кропотливая, но интересная работа, а главное помогает воспитать грамотного читателя.
В заключении хочется сказать, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Цаплина Е.А. Формирование читательской грамотности младших школьников средствами реализации педагогического проекта «Книга - наш друг» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
Хочу поделиться своим опытом по формированию читательской грамотности младших школьников средствами реализации педагогического проекта «Книга-наш друг».
Понимая огромную роль книг в развитии ребёнка, как интеллектуальном, так и нравственном, ранее мною был разработан педагогический проект «Чтение вот лучшее учение», который успешно реализовывался мной с учащимися 3 и 4 классов.
Благодаря реализации данного проекта мне удалось сформировать у детей любовь к чтению, желание читать и с удовольствием пользоваться услугами библиотеки.
Но, на современном этапе развития России, основная задача современной школы – повышение качества образования в том числе, и путём формирования функциональной грамотности, которая позволяет воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Читательская грамотность является фундаментом формирования функционально развитой личности и становится ключом к другим видам функциональной грамотности. В современном обществе умение работать с информацией является обязательным условием успешности.
Читательская грамотность – это:
• способность человека понимать и использовать письменные тексты;
• размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
• расширять свои знания и возможности;
• участвовать в социальной жизни.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Без которого невозможно формирование читательской грамотности.
Проект «Чтение вот лучшее учение» прекрасно помогает решать воспитательные задачи, но не имеет акцента на формирование читательской грамотности.
Начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, как можно использовать возможности проекта для достижения задач в том числе и по формированию читательской грамотности, чтобы к концу 4 класса учащиеся владели достаточным умением работать с текстом, читать, понимать, размышлять над его содержанием, легко излагать свои мысли, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать грамотного читателя.
Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью чтения еще не значит стать грамотным читателем.
В итоге, проект был модернизирован и превратился в долгосрочный (на 4 года) педагогический проект «Книга-наш друг» способствующий решению данной задачи.
Цель проекта: формирование духовно-нравственной личности способной к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Проект имеет 4 этапа реализации.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (1 класс) -приобщения детей к чтению, овладение техникой чтения.
2 этап - начальный (2 класс) - совершенствование читательской самостоятельности, формирование оптимальной скорости чтения.
3 этап - основной (3 класс) -формирование навыков, характеризующих настоящего читателя (умение и желание самостоятельно читать, формирование умения извлекать интересную и полезную информацию)
4 этап - заключительный (4 класс) -формирование читательских предпочтений, совершенствование умений извлекать из текста интересную и полезную информацию, работать с различными источниками информации.
С целью повышения мотивации к чтению на самом старте реализации проекта в классе был оформлен читательский уголок, заведены читательские дневники.
А также сделан экран читателя. Экран был сделан в виде небольшого стенда, на котором был размещен список учащихся, на против каждого имени находится дорожка-кармашек, в которые размещаются веселые смайлики, полученные за каждое прочитанное произведение, и активное участие в мероприятиях. Данная форма носит соревновательный характер среди детей, поэтому очень любима.
Использование интересных форм работы: литературные недели, выставки рисунков, конкурсы, викторины, акции, театрализованные постановки, экскурсии в библиотеку, библиопикники и многие другие помогает мне сохранять интерес детей к проекту на протяжении всех 4 этапов. Предлагаю остановиться на более полюбившихся детьми:
Создание видео сборника «БУКТРЕЙЛЕРА»
Буктрейлер - это короткий видеоролик по мотивам книги., другими словами реклама понравившейся книги.
Ребенок должен рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, вызвать желание прочитать именно это произведение.
Совместно с учениками я делаю это с увлечением, следуя алгоритму.
1. Первым этапом в создании ролика является выбор и прочтение произведения.
2. Составляем сценарий к буктрейлеру, это 6-15 предложений (это зависит от возраста учащихся), которые можно озвучить вместе с картинками.
3. Далее подбираем видео ряд по данному произведению, это могут быть картинки, рисунки, фотографии, видео нарезки фильмов, мультфильмов, не нарушая авторских прав.
4.Переходим к озвучиванию текста (на мой взгляд это самый интересный момент), можно самим озвучить текст, можно наложить музыку. Выбирается компьютерная программа или приложение, в которой все эти нарезки вкладываются, склеиваются и создаётся видеоролик-буктрейлер.
Если в 1 классе такие ролики создаются с помощью учителя или родителей, то к 4 классу они становятся самостоятельным творческим проектом, который позволяет активизировать познавательный интерес у учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление, что приводит к положительным результатам в образовательном процессе.
Применение создания буктрейлеров является инновационным методом, позволяющим не только повысить читательский интерес, но и развить творческий потенциал детей.
Театральный фестиваль «Живые страницы»
Театральный фестиваль «Живые страницы» -это мероприятие в ходе которого проводится инсценирование отрывков из прочитанных произведений.
Перед проведением таких мероприятий, мы с ребятами собираемся за круглым столом и все дружно обсуждаем и выбираем тему театрального фестиваля (обычно тема фестиваля посвящена юбилейным датам писателей и поэтов) прочитываем произведение, анализируем, извлекаем из текста информацию, необходимую для инсценирования (кол-во героев, характер, внешний вид и т.д., продумывания декорации, атрибуты костюмов, составляем список приглашенных.
Объем и содержание произведений подбираются в зависимости от возраста детей.
Участие в театральных постановках дает возможность учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения.
Школьники более глубоко проникают в основной смысл текста, используемого для инсценировки, пытаются правильно понять мотивы поступков героев, их черты характера, поведение.
Театрализованная деятельность – одна из эффективных форм работы по формированию грамотного читателя.
КВИЗ «Семейное чтение»
Главным фактором, стимулирующий интерес ребенка к чтению, является читающая семья.
Очень важно устраивать мероприятия, в которых принимают участие учащиеся совместно с родителями. Одним из таких мероприятий является КВИЗ «Семейное чтение»
Квиз-это соревнование, во время которого участники команд
выполняют различные задания и отвечают на вопросы. В нашем случае задания и вопросы относятся к прочитанному произведению. А какое это будет произведение, мы решаем путем онлайн голосования. Так же определяем сроки прочтения и назначаем дату проведения.
Пока дети с родителями читают произведение, анализируют его, в школе тоже полным ходом идет подготовка: подготовка помещения, зал украшается в соответствии с выбранным произведением, подбирается музыкальный репертуар и т.д.
В назначенный день, все дружно собираются в зале, готовые к соревнованиям.
Выбирается жюри. К критериям оценивания КВИЗА относятся: понимание задания, умением работать с текстом, читать, понимать, размышлять над его содержанием, грамотно излагать свои мысли.
Важно: заранее просчитывать количество вопросов и заданий, чтобы каждый имел возможность ответить и принести своей семейной команде балл.
Такая форма работы очень интересна и я имею возможность наблюдать, как дети используют приобретенные знания на практике.
Конкурс «Книга рекордов в классе «Лучшие из лучших»
По результатам ведения читательских дневников и экрана читателя, в конце учебного года мы подводим итоги работы над проектом в виде конкурса «Книга рекордов в классе «Лучшие из лучших».
Экспертное жюри в состав которого входит школьное правительство, изучают информацию в читательских дневниках, на экране читателя подводят итоги конкурса.
При подведении итогов учитывается: количество прочитанных произведений, разносторонность читательских интересов.
Победители награждаются дипломами и грамотами, а их имена заносятся в специально созданную книгу рекордов класса «Лучшие из лучших»
После реализации каждого этапа проекта я подвожу итоги работы: исследую технику чтения по четвертям (которая имеет положительную динамику, а также провожу мониторинговые работы «Умение работать с текстом», итоги которой показывают эффективность моего педагогического проекта.
Все вышеперечисленные формы мероприятий, кропотливая, но интересная работа, а главное помогает воспитать грамотного читателя.
В заключении хочется сказать, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.