Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Варакута Л.Г., Капитунова И.Г., Кравцова Т.Г., Марданшина Н.В. Методическая разработка «Интегрированное занятие «Новогодний круиз»

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Цель занятия: развитие и активизация творческих и познавательных способности детей.
Задачи. Познавательные: расширять представления о традициях, обычаях празднования Нового года; развивать память, мышление, речь; обогащать словарный запас детей.
Коммуникативные: формировать добрые отношения между обучающимися и педагогами; воспитывать познавательный интерес; воспитывать доброжелательное отношение к друг другу; развивать умение работать в команде.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, музыкальный центр, подборка музыки; елка, новогодние игрушки из соленого теста, синтепон для сугроба, елочные игрушки, дождик, объемные снежинки, сундук, колокольчики, еловые веточки, гирлянды цветочные, поднос, конфеты, мешочки для, сюрпризов, ручки, колпачок и накидка Деда Мороза
Звучит новогодняя веселая музыка. Дети заходят в украшенный класс: стоит новогодняя ёлка, украшенная новогодними игрушками из соленого теста и раскрашенная гуашью. Новогодние игрушки изготовлены руками ребят, под руководством педагога дополнительного образования, Кравцовой Т.Г. Рисунок 1 «Ёлка с новогодними игрушками из соленого теста». По периметру класса висит дождик и объемные снежинки в технике оригами, изготовленные руками ребят, под руководством педагога дополнительного образования, Кравцовой Т.Г. Рисунок 2, Рисунок 3 «Объемные снежинки техника оригами», на экране слайд с новогодней елкой. 1 слайд
Ведущий: здравствуйте, ребята. (ответ детей). Посмотрите, в нашем нарядном классе стоит большой сундук. Давайте заглянем в него! Да здесь письмо, интересно, от кого оно?! (ответы детей) Да это письмо от Деда Мороза! (педагог зачитывает письмо).
Ведущий: мы с вами живем на планете земля, она похожа на шар. Посмотрите на глобус - это и есть наша планета. Рисунок 4 «Глобус» Посмотрите, здесь яркие пятна - это разные страны. Давайте найдем нашу страну, найдем наш город Краснодар. (дети рассматривают глобус).
2 слайд Ведущий: а вот посмотрите, (показать на глобусе) здесь живет наш Дед Мороз. Во всех странах мира празднуют Новый год, но у каждых своих обычаев. Это праздник объединяет всех, потому у всех народов в мире на Новый год происходят чудеса, а Дед Мороз приносит подарки.
Ведущий: а как вы думаете, Деды Морозы все одинаковые? (Ответы детей) Деды Морозы — они все такие разные… У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в праздничный дом. Но какой бы ни был Дед Мороз, он есть для того, чтобы поздравить и вручить подарок! Я приглашаю Вас в новогоднее путешествие по разным странам, в гости к Дедам Морозам.
3 слайд Ведущий: и сейчас, я предлагаю всем превратиться в ажурные снежинки и отправится в путешествие. Эй, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь.
Этюд «Снежинки» муз. Чайковского П.И. «Щелкунчик» (звучит фонограмма, дети кружатся как снежинки и садятся на места) (ведущий крутит глобус)
Звучит итальянская музыка. 4 слайд Ведущий: в какой же стране мы очутились, как вы думаете?! Она вам знакома, вот послушайте, на каком языке я говорю: forte, piano.
Дети: это по-итальянски громко, тихо. Мы в Италии.
Ведущий: конечно, мы в Италии. Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Говорят, что это принесет богатство.
5 слайд Ведущий: а вот и итальянский Дед Мороз, и зовут его -Баббо Натале. Он оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей, чтобы он подкрепился. Кроме Баббо Натале, к детям при ходит фея Бефана. К послушным детям она прилетает на своей волшебной метле, попадает в дом тоже через трубу и дарит волшебные звезды, а непослушным от нее достается уголек. Но так как вас фея Бефана еще не знает, послушные ли вы или нет, давайте, чтобы не получить от нее уголек, споем для нее песню?!
Новогодняя песня, композитор А. Ермолов
Ведущий: ребята, вы молодцы, дружно пели и танцевали. А как вы думаете, какой подарок нам приготовила фея, звезды или уголек?! (ответы детей)
Ведущий: сейчас мы это проверим. (достает из сундука мешок, в нем звездочки. Дети по очереди достают себе звезду). Звучит итальянская музыка, дети получают звезды.
6 слайд Ведущий: да интересная страна, Италия, но нам нужно лететь дальше. Эй, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь. (звучит фонограмма, дети кружатся как снежинки и садятся на места) (ведущий крутит глобус)
Звучит индийская музыка 7-13 слайды Ведущий: а что же это за страна, северная, где холодно или южная, где тепло?! (ответы детей). Эта страна называется Индия. Жители Индии веселятся, поют песни, танцуют, украшают дома листьями банановой пальмы и яркими фонариками. Ну, а себя украшают разноцветными цветами: розового, красного, фиолетового и белого цвета. Рисунок 5 «Гирлянды из цветов»
14 слайд Ведущий: в Индии – обязанности Деда Мороза исполняет богиня Лакшми (богиня счастья и процветания). Она описывается как богиня невероятной красоты, стоящая на лотосе и в двух руках, держит по лотосу. Давайте мы с вами попробуем показать движениями рук Богиню Лакшми. (дети складывают руки перед собой). У вас получается, молодцы, давайте заглянем в ваш сундучок. (ведущий достает гирлянды из цветов, дети надевают их на себя).
Ведущий: теперь мы стали с вами настоящими индийцами. Ребята из Индии предлагают поиграть вам в игру: «Вопросы про Деда Мороза» (если вы согласны – наклоняем голову вперед сложив руки перед собой, а если не согласны, то кивком головы вправо-влево).
игра «Вопросы про Деда Мороза
Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей елки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
Ведущий: теперь вы должны получить долгожданные подарки, хотите?! Детям Индии кладут сладости, цветы, небольшие подарки на специальный поднос. Когда наступает утро, дети с закрытыми глазами ждут, пока их не подведут к подносу и тогда они получают свои подарки. Заглянем в наш сундучок, может нас тоже ждет сюрприз! (достает поднос с подарками из сундука). Закройте глаза и выберете себе подарок.
Звучит индийская музыка 15 слайд Ведущий: Веселая и интересная страна, но нам пора отправляться дальше. Эй, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь. Этюд «Снежинки» м уз. Чайковского П.И. «Щелкунчик» (звучит фонограмма, дети кружатся как снежинки и садятся на места) (ведущий крутит глобус)
Звучит японская музыка 16 -18 слайды Ведущий: как вы считаете, эта страна холодная или теплая, как вы думаете? (ответы детей). Конечно, теплая. Это-Япония. Яркие огоньки и фонарики украшают дома японцев. В момент начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. А чтобы счастье пришло в дом, японцы украшают входную дверь, веточками бамбука, мандарина, сливы и сосны – символами долголетия и верности.
19 слайд Ведущий: японского Деда Мороза зовут Сегацу-сан - Господин Новый год, он привозит подарки по морю и дарит их ребятам. И одет он тоже как наш дедушка в красную шубу. Японские дети любят играть на новый год, веселиться, петь и танцевать. Давайте и мы повеселимся в Японии.
Танец Добрый Жук.
Ведущий: Посмотрим, что в сундуке, что приготовил японский Дед Мороз. Он дарит всем по еловой веточке на которой висит монетка на счастье, чтобы вы всегда были здоровыми и сильными. Рисунок 6 «Еловые веточки».
Звучит японская музыка, дети получают еловые веточки. 20 слайд Ведущий: спасибо, радостная Япония. И мы отправляемся дальше. Эй, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь.
Этюд «Снежинки» муз. Чайковского П.И. «Щелкунчик» (звучит фонограмма, дети кружатся как снежинки и садятся на места) (ведущий крутит глобус)
Звучит Кубинская музыка 21 слайд Ведущий: и снова теплая и яркая страна - Куба. Новогодний праздник на Кубе называется День Королей. Королей-волшебников, приносящих подарки детям, зовут Бальтасар, Гаспар и Мельчор. Накануне дети пишут им письма, в которых рассказывают о своих заветных желаниях.
22 слайд Ведущий: кубинцы в канун Нового года заполняют водой всю посуду, которая есть в доме, а в полночь начинают выливать ее из окон. Старый год уходит и ему желают светлого, как вода, пути. А еще, с боем часов в новогоднюю ночь каждый должен съесть по виноградине. Двенадцать ударов – двенадцать виноградин на счастье!
23 слайд Ведущий: и ночь напролет при свете факелов и фейерверков вся Куба веселится на карнавалах, поет и танцует до упаду.
Музыкальная игра «Мы повесим шарики».
Ведущий: я уверена, что в сундуке есть для нас подарок от королей-волшебников (достает поднос с виноградом и ручками). Как вы думаете, для чего же красивые ручки? Рисунок 7 «Кубинские ручки»
Дети: чтобы мы написали письмо Деду Морозу. А виноградинки-на счастье, угощайтесь. Звучит кубинская музыка, едят виноград.
Ведущий: спасибо, Куба, и до свидания. И мы отправляемся дальше. Эй, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь.
24 слайд Этюд «Снежинки» муз. Чайковского П.И. «Щелкунчик»
(дети кружатся как снежинки и садятся на места) (ведущий крутит глобус)
25 слайд Звучит Финская народная полька Ведущий: нас встречает Финляндия, - северная, холодная страна. Я уже говорила вам о том, что у каждой страны свои новогодние традиции. И у финского народа они тоже есть. С лета они хранят овощ - репа, которая выросла еще летом. В новый год ее чистят, а внутрь ставят свечки и дают их детям. Утром перед Новым годом во всех домах уже слышны веселые песни и звонкий смех. На улицах люди устраивают необычное факельное шествие и поджигают бочки, чтобы в новом году сбылись все их мечты.
26 слайд Ведущий: финский Дед Мороз – Йоллу Пукки. Такое имя ему дано не зря: «Йоулу» означает Рождество, а Пукки- значит козлик, так как раньше дедушка ходил в козлиной шкурке. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках с белым мехом. Живет дедушка Йоллу в Лапландии и в канун праздника сразу интересуется: «Есть ли в доме послушные дети?», только тогда начинает раздавать им подарки. У финского Санты есть настоящий паспорт, а в пункте «Дата рождения» значится: «Давным-давно». Передвигается он на санях, которые везут 3 оленя. Финский Дедушка Мороз предлагает вам поиграть в игру «Волшебные льдинки» (Дети становятся парами и хлопают друг друга в ладоши. По команде «Ветер!»: «льдинки» кружатся под музыку, при остановке музыки превращаются в ледяную скульптуру.)
Ведущий: Кто из вас хочет стать финским дедушкой Морозом? (выбирает ребенка) надевает на ребенка плащ и колпачок). А сейчас, дедушка, вручи детям подарок-эти волшебные колокольчик, чтобы вы всегда помнили, что нужно быть послушными и добрыми детьми. Рисунок 8 Финский Дед Мороз.
Звучит финская музыка, дети получают колокольчики. 27 слайд Ведущий: очень интересная страна. Но нам пора возвращаться назад в Россию. Эй, ребята, покружитесь и в снежинки превратитесь.
Этюд «Снежинки» муз. Чайковского П.И. «Щелкунчик» (звучит фонограмма, дети кружатся как снежинки и садятся на места)
28 слайд. Звучит музыка Русская зима Ведущий: и встречает нас, посмотрите, наш Дедушка Мороз! Замечательное путешествие получилось, думаю, что и вам оно тоже понравилось.
29 слайд Ведущий: а что вам запомнилось в нашем путешествии, какая страна понравилась больше всего? (ответы детей)
Ведущий: Новый год - это самый яркий, радостный и волшебный праздник в любой стране, который объединяет всех людей мира.
Песня «Замела метелица»
30-32 слайды Ведущий: И конечно же наш Дедушка Мороз не мог вас не оставить без подарков.
Звучит музыка, дети получают подарки (подарки достают из мешка)

Библиографический список

1. Большая книга праздников народов мира. - М., Эксмо, 2008. - 512 с.
2. История новогодних празднеств [Электронный ресурс]. URL: www.xaker.name/forvb/showthread.php? t=1397
3. Календарь культуры. История праздника [Электронный ресурс]. URL: http://cultcalend.ru/event/296/ (дата обращения 10.10.2013)
4. Кретен Н. Праздники. - М., Астрель, 2002. - 80 с.
5. Интересные новогодние традиции разных стран и народов мира. [Электронный ресурс]. Источник: https://7dach.ru/FrolovaEkaterina/interesnye-novogodnie-tradicii-raznyh-stran-i-narodov-mira-102007.html
6. Новогодние традиции в разных странах мира. [Электронный ресурс]. Источник:http://welcomeworld.ru/spravochnik-puteshestvennika/traditsii-i-kharakter-narodov-mira/item/411-newyearstraditions/411-newyearstraditions
2019