Библиографическое описание:
Дяглева С.А., Белоногова В.А. Речевое дыхание-основа правильной речи // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Правильное дыхание это не только основа жизни, здоровья и долголетия. Правильное дыхание это еще и основа правильной речи. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Речевое дыхание — основа звучащей речи, голоса. Источник образования звуков. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Речевое дыхание является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: не проговаривание окончаний слов, речь «взахлеб», «смазанность» конца фразы.
Детям в силу некоторых заболеваний таких как аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма не удается говорить длинными фразами, достаточно четко,с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку недостаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Речь может звучать то громко, то тихо, едва слышно если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох. Из-за мышечного напряжения плеч и шеи ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть ключичным.
Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха.
Если ребенок во время речи выдыхает запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы, приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят.
Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.
Возникает вопрос: как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем отвечать на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивают неразрывность и плавность звучания речи.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
В своей работе по развитию речевого дыхания я использую как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Перед выполнением упражнений, дети учатся сначала как правильно их выполнять.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания можно разделить на несколько ступенек. И только когда достигнем последней ступени, можно увидеть результат.
1 ступень. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот; «Бегемотик», «Жемчуг».
2 ступень. Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. «Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Перья», «Шарики», пузыри, свеча и т.п.
3 ступень. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. «Жуки», «Комар», «Рычалки».
4 ступень. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х – 4-х слов, поговорки и скороговорки.
5 ступень. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Необходимо соблюдать следующие условия:
· нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;
· темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания;
· заниматься в проветренной комнате;
· температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
· заниматься до еды;
· занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
· не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия;
· если есть заболевание органов дыхания в острой стадии, то отложить занятия;
· дозировать количество и темп проведения упражнений.
· начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить тренировки сидя или стоя;
· выполнять упражнения по подражанию;
· проводить тренировки пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным;
· следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; «уронить» плечи; лицо неподвижное, ленивое;
· можно выполнять упражнения на первых порах с закрытыми глазами;
· сначала речевой материал проговаривать шепотом, начиная с глухих согласных;
· необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
· дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
· дидактический материал должен быть легким, располагаться на уровне рта.
· перед выдохом сделать вдох, мягкий, короткий, глубокий и сильный, «набрать воздуха полную грудь»;
· воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге;
· делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
· вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох;
· вдыхать бесшумно: не набирать слишком много воздуха.
· совершать выдох длительно и плавно, не толчками;
· во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
· во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос рот! Зажать ноздри малышу, чтобы почувствовал, как выходит воздух.
· выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;
· не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора;
· не выдыхать весь воздух, а сохранить небольшой запас в легких;
· говорить только на выдохе; каждое слово во фразе на одном дыхании и с понижением голоса на каждое слово, помогая плечами, будто «спускаясь плечами».
· выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные);
· на одном выдохе произносить не больше 3—4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого;
· в длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
· постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Небезуспешно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху.
Возможно обучение детей правильному речевому дыханию с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Положительный эмоциональный настрой вызывает у ребенка выполнение дыхательных упражнений в игровой форме, снимает напряжение и способствует у ребенка формированию практических умений. Ребенок попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов.
Популярный и любимый детьми жанр -сказка. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.
Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.
Форма дыхательной гимнастики - пение, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат. Игра на духовых музыкальных инструментах.
Стихи — короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.
Такие стихи можно использовать для развития речевого дыхания.
РОМАШКИ
Ромашки нюхает Катюшка,
Их так много на опушке.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.
БЕГЕМОТИК
Ну-ка, выпяти животик
—Получился бегемотик.
А теперь — втяни живот
—Похудел наш бегемот.
Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...».
МОРЕ
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.
МАШИНА
Зашипела грустно шина,
И стоит теперь машина.
Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...»
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.
ГУСИ
Гуси высоко летят.На детей они глядят.На вдохе руки поднять в стороны. Медленный выдох со звуком «гу-у-у», на выдохе руки опустить.
МАЯТНИК
Влево, вправо, влево, вправо,А затем начнём сначала.Руки на поясе, вдох. Наклон влево — выдох. При подъёме — вдох. При наклоне вправо — опять выдох.
РЕГУЛИРОВЩИК
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
Правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох. Меняем руки местами — выдох.
ЛЯГУШКА
Лягушка открывает рот
И шумно выдыхает... Вот!
На вдохе поднять вверх руки. На слове «Вот» — выдох со звуком «ф-ф-ф» и одновременно руки опускаем через стороны.
Я РАСТУ!
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
На вдохе поднять руки вверх, потянуться вверх, встать на носочки. На выдохе опуститься со звуком «У-у-ух».
НАСОС
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Медленный вдох. Наклон вправо с фиксированным выдохом: выдох через почти сомкнутые губы с произнесением «с-с-с». Руки при наклоне свободно скользят вдоль тела. На вдохен поднимаемся. Повторяем всё в другую сторону.
ПЕСЕНКИ ВЕТРА
«У-у-у-у-у...»
Так завывает ветер
То в поле, то в трубе.
А ну-ка ты попробуй:
Удастся ли тебе?
Произносить нараспев звукосочетания гласных:А, АО, АЭ, АИ, АУ, О, ОА, ОЭ, ОИ, ОУ, Э, ЭА, ЭО, ЭИ, ЭУ, АОЭ, АЭО, АОИ, АЭУ, ОАЭ, ОЭА, ОАИ, ОЭУ, ЭАО, ЭОА, ЭАИ, ЭОУ и т.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1. ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
2. ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
3. НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
4. ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
5. ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.
6. «Медвежонок в берлоге». Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок. Педагог. Медведь в берлоге сладко спит и шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.
7. «Заячьи бега». Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
8. «Чайка» Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат на спине.
Педагог.
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу:
Вверх — вдох, на выдох — опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.
9. «Ёжики». Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины. Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппировываются.
Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а также предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.
Литература
1. Белякова А.И., Аьякова Е.А. Заикание. — М., 2000.
2. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. — М. 1997.
4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.; Просвещение, 1996.
5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. — М.: Медицина, 1989.
6. Аурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.
7. Пеллингер Е.Л., Успенская А. П. Как помочь заикающимся школьникам. — М., 1995.
8. Репина 3.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996.
9. Сайкина Е.Г. Фитбол — аэробика для детей. // Дошкольная педагогика. 2005. № 5.
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2003.
11. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
12. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990
14.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
Дяглева С.А., Белоногова В.А. Речевое дыхание-основа правильной речи // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Правильное дыхание это не только основа жизни, здоровья и долголетия. Правильное дыхание это еще и основа правильной речи. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Плавный длительный выдох – это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Речевое дыхание — основа звучащей речи, голоса. Источник образования звуков. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Речевое дыхание является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: не проговаривание окончаний слов, речь «взахлеб», «смазанность» конца фразы.
Детям в силу некоторых заболеваний таких как аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма не удается говорить длинными фразами, достаточно четко,с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Ребенку недостаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.
Речь может звучать то громко, то тихо, едва слышно если ребенок делает неравномерный толчкообразный выдох. Из-за мышечного напряжения плеч и шеи ребенок говорит высоким зажатым голосом. Понижение голоса автоматически ведет к восстановлению дыхания, оно престает быть ключичным.
Если дыхание поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, дошкольник выдыхает весь запас воздуха.
Если ребенок во время речи выдыхает запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы, приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное без перерыва и на вдохе, темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят.
Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.
Возникает вопрос: как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем отвечать на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивают неразрывность и плавность звучания речи.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
В своей работе по развитию речевого дыхания я использую как традиционные, так и нетрадиционные дыхательные техники, гимнастики и упражнения. Перед выполнением упражнений, дети учатся сначала как правильно их выполнять.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания можно разделить на несколько ступенек. И только когда достигнем последней ступени, можно увидеть результат.
1 ступень. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот; «Бегемотик», «Жемчуг».
2 ступень. Цель: выработать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать. Применяется тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, поднесение ладони ко рту, движение рукой по спирали, горке, дорожке. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. «Футбол», «Листопад», «Снегопад», «Перья», «Шарики», пузыри, свеча и т.п.
3 ступень. Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. Внимание на звучание голоса во время выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом и без него, максимально долго. Сначала гласные, затем – согласные. Берутся только те звуки, которые ребенок правильно произносит. Эти игры могут быть включены в занятия по формированию правильного звукопроизношения. «Жуки», «Комар», «Рычалки».
4 ступень. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из 2-х – 4-х слов, поговорки и скороговорки.
5 ступень. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Необходимо соблюдать следующие условия:
· нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение;
· темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания;
· заниматься в проветренной комнате;
· температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
· заниматься до еды;
· занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
· не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия;
· если есть заболевание органов дыхания в острой стадии, то отложить занятия;
· дозировать количество и темп проведения упражнений.
· начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить тренировки сидя или стоя;
· выполнять упражнения по подражанию;
· проводить тренировки пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным;
· следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; «уронить» плечи; лицо неподвижное, ленивое;
· можно выполнять упражнения на первых порах с закрытыми глазами;
· сначала речевой материал проговаривать шепотом, начиная с глухих согласных;
· необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
· дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
· дидактический материал должен быть легким, располагаться на уровне рта.
· перед выдохом сделать вдох, мягкий, короткий, глубокий и сильный, «набрать воздуха полную грудь»;
· воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге;
· делать вдох без напряжения, не поднимая плечи;
· вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох;
· вдыхать бесшумно: не набирать слишком много воздуха.
· совершать выдох длительно и плавно, не толчками;
· во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой;
· во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос рот! Зажать ноздри малышу, чтобы почувствовал, как выходит воздух.
· выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух;
· не разрешается добирать воздух короткими вдохами во время разговора;
· не выдыхать весь воздух, а сохранить небольшой запас в легких;
· говорить только на выдохе; каждое слово во фразе на одном дыхании и с понижением голоса на каждое слово, помогая плечами, будто «спускаясь плечами».
· выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные);
· на одном выдохе произносить не больше 3—4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого;
· в длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
· постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Небезуспешно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху.
Возможно обучение детей правильному речевому дыханию с помощью проведения специальных упражнений в виде игровых занятий. Самый приемлемый вариант – это чередование дыхательных упражнений и других видов игр. Положительный эмоциональный настрой вызывает у ребенка выполнение дыхательных упражнений в игровой форме, снимает напряжение и способствует у ребенка формированию практических умений. Ребенок попадает в особый мир сказок, песен, игр, стихов.
Популярный и любимый детьми жанр -сказка. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается, как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности.
Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка.
Форма дыхательной гимнастики - пение, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат. Игра на духовых музыкальных инструментах.
Стихи — короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.
Такие стихи можно использовать для развития речевого дыхания.
РОМАШКИ
Ромашки нюхает Катюшка,
Их так много на опушке.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.
БЕГЕМОТИК
Ну-ка, выпяти животик
—Получился бегемотик.
А теперь — втяни живот
—Похудел наш бегемот.
Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...».
МОРЕ
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.
МАШИНА
Зашипела грустно шина,
И стоит теперь машина.
Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд. С поочерёдным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш...» или «ф-ф-ф...»
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Взял соломку Игорёк,
Надул мыльный пузырёк.
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.
ГУСИ
Гуси высоко летят.На детей они глядят.На вдохе руки поднять в стороны. Медленный выдох со звуком «гу-у-у», на выдохе руки опустить.
МАЯТНИК
Влево, вправо, влево, вправо,А затем начнём сначала.Руки на поясе, вдох. Наклон влево — выдох. При подъёме — вдох. При наклоне вправо — опять выдох.
РЕГУЛИРОВЩИК
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
Правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох. Меняем руки местами — выдох.
ЛЯГУШКА
Лягушка открывает рот
И шумно выдыхает... Вот!
На вдохе поднять вверх руки. На слове «Вот» — выдох со звуком «ф-ф-ф» и одновременно руки опускаем через стороны.
Я РАСТУ!
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
На вдохе поднять руки вверх, потянуться вверх, встать на носочки. На выдохе опуститься со звуком «У-у-ух».
НАСОС
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Медленный вдох. Наклон вправо с фиксированным выдохом: выдох через почти сомкнутые губы с произнесением «с-с-с». Руки при наклоне свободно скользят вдоль тела. На вдохен поднимаемся. Повторяем всё в другую сторону.
ПЕСЕНКИ ВЕТРА
«У-у-у-у-у...»
Так завывает ветер
То в поле, то в трубе.
А ну-ка ты попробуй:
Удастся ли тебе?
Произносить нараспев звукосочетания гласных:А, АО, АЭ, АИ, АУ, О, ОА, ОЭ, ОИ, ОУ, Э, ЭА, ЭО, ЭИ, ЭУ, АОЭ, АЭО, АОИ, АЭУ, ОАЭ, ОЭА, ОАИ, ОЭУ, ЭАО, ЭОА, ЭАИ, ЭОУ и т.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1. ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
2. ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
3. НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
4. ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
5. ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.
6. «Медвежонок в берлоге». Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом. Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок. Педагог. Медведь в берлоге сладко спит и шумно, на весь лес сопит.
Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.
7. «Заячьи бега». Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.
Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.
8. «Чайка» Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Описание. Дети лежат на спине.
Педагог.
Спокойно на спине лежу,
Как чайка, медленно летаю.
Ладонями в воде скольжу:
Вверх — вдох, на выдох — опускаю.
Дети поднимают через стороны руки вверх; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.
9. «Ёжики». Цель. Формировать силу и точность движения. Осуществлять массаж мышц спины. Описание. Дети-Ёжики бегут по залу, фырчат: «ф-ф-ф». По сигналу педагога они сворачиваются клубочком на массажных ковриках и сгруппировываются.
Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а также предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если мы хотим воспитать здорового ребенка, надо учить правильно дышать. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.
Литература
1. Белякова А.И., Аьякова Е.А. Заикание. — М., 2000.
2. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М., 2005.
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. — М. 1997.
4. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.; Просвещение, 1996.
5. Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. — М.: Медицина, 1989.
6. Аурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.
7. Пеллингер Е.Л., Успенская А. П. Как помочь заикающимся школьникам. — М., 1995.
8. Репина 3.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. — Екатеринбург, 1996.
9. Сайкина Е.Г. Фитбол — аэробика для детей. // Дошкольная педагогика. 2005. № 5.
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2003.
11. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб., 2002.
12. Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
13. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990
14.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.