Мустафаева Г.А., Ногтева М.Р. Творческое воспитание детей с ОВЗ средствами вокально-танцевальной деятельности
Библиографическое описание: Мустафаева Г.А., Ногтева М.Р. Творческое воспитание детей с ОВЗ средствами вокально-танцевальной деятельности // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить на музыкально- хореографических занятиях, так как именно музыка и пластика движений из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. В настоящее время лечебный эффект музыки доказан научно. На основании таких выводов воспитатели и педагог дополнительного образования СПб ГБУ «ЦССВ № 10» строят свою работу с детьми, используя современные здоровьесберегающие технологии.
Хореография и музыка - прекрасные средства психотерапии. Эти занятия особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии.
Занятия танцами способствуют воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного и дыхательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Занятия хореографией для инклюзивных детей предполагают диагностику и выявление у детей с ОВЗ интереса к занятиям.
Актуальность: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки и пластики, стимулировать развитие музыкально-хореографических способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкально-хореографической деятельности.
Цель работы: создание условий для адаптации детей с ОВЗ в обществе путем самовыражения и развития творческих способностей.
Задачи работы:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального и хореографического искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование основ музыкальной культуры;
- воспитание интереса к музыкально-хореографической деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности;
- развитие детского музыкально-художественного творчества, самостоятельной творческой деятельности детей;
- удовлетворение потребности в самовыражении.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира.
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса «Вокально-хореографического ансамбля «Заневка» является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Целью хореографа и воспитателей является получение информации о динамике индивидуального роста ребёнка и повышения уровня его развития.
В работе мы используем следующие виды диагностики:
- Предварительная (входная) - осуществляется в начале учебного года, с помощью которой выявляются природные данные ребенка (музыкальность, память, гибкость, координация, выворотность ног и др.), первичные знания, умения и навыки обучающихся.
- Текущая (промежуточная) - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий.
- Итоговая - осуществляется в конце освоения программы. Контроль осуществляется с учетом результатов наблюдения за весь период, учитывая выступления на конкурсах и фестивалях различного уровня.
В качестве ситуаций для наблюдения используются различные упражнения, игры – импровизации и анкеты для детей.
Рассмотрим этапы, способствующие развитию хореографической деятельности у детей:
- выявляем круг вопросов, на которые нужно обратить внимание, наблюдая за самостоятельными музыкально-хореографическимиигровыми проявлениями детей;
- определяем способы самостоятельных действий, которыми дети должны владеть и обеспечить их усвоение;
- намечаем конкретные задачи, которые способствовали бы развитию инициативы и самостоятельных действий детей;
- даём представление о разнообразии и множестве видов хореографического искусства посредством разнообразных игр;
- организовываем практические хореографические занятия детей по овладению методикой их использования;
- добиваемся правильного и точного исполнения хореографической постановки;
- учим определять свое и авторское отношение к персонажам, событиям, оцениваем их поступки и взаимоотношения;
- используем в работе готовые хореографические постановки, создаем свои инсценировки и композиции.
Этапы работы:
- создание условий и методических пособий для хореографической деятельности;
- посещение театров, концертов;
- проведение бесед, обучающих занятий и игр;
- обсуждение костюмов к танцам, изготовление атрибутов;
- вокально-хореографические игры и импровизации.
Организация и руководство процессом:
- координация всех аспектов деятельности (педагогических задач, хореографических форм, образно-выразительного содержания, самостоятельных действий детей);
- организация дополнительных и сопутствующих элементов (оформление, звук, свет, шумовые эффекты);
- объединение коллективных усилий и дифференцированный подход;
- формы руководства для поддержки и развития самостоятельных детских проявлений;
- незаметное участие взрослых в самостоятельной деятельности детей.
Результаты работы:
- положительная динамика развития;
- стремление к самостоятельности действий, проявление инициативы в творческой деятельности;
- появление у детей желания вести активный образ жизни, участвовать в хореографических постановках, самим придумывать движения;
- развитие более эмоциональной, отчетливой, образно- выразительной речи;
- посредством хореографической деятельности формировать целеустремленность, собранность, внимательность;
- хореографическая деятельность способствует эмоциональному воспитанию, умению передать свое видение мира;
- дети стали терпимее друг к другу, готовы уступать другим, сформировалась взаимовыручка и взаимозаменяемость;
- заинтересованность детей в развитии собственного кругозора знаний;
- творческое начало, заложенное в детях, будет развиваться дальше, будет помогать познавать мир и оказывать огромную роль в формировании личности.
Занятия в творческом объединении вокально-хореографического ансамбля «Заневка» СПб ГБУ ЦССВ № 10 проводятся в группах детей различных социальных категорий, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Все дети могут заниматься танцами, а для детей с ОВЗ эти занятия имеют особое значение.
Во-первых, здесь есть индивидуальные занятия, на которых каждый ребенок может открыться с той или иной стороны. Во - вторых, групповые занятия помогают ребенку учиться общаться в коллективе с другими детьми.
Одной из проблем является негативное восприятие детей с ОВЗ другими учащимися. Задача педагогов - научить здоровых детей терпеливо относиться к таким детям. В нашей педагогической практике были случаи, когда дети становились спокойнее и добрее после занятий. Для кого-то танцы могут стать потом смыслом жизни и его работой. Для других - останутся приятным воспоминанием из детства, но, при этом, эти занятия безусловно обогатят его внутренний мир, разовьют эстетические способности и помогут ярче прожить свою жизнь. Занятия хореографией помогут раскрыть душевные качества, укрепить физическое здоровье.
Воспитатели нашего Центра всесторонне помогают при подготовке занятий. Разучивают тексты песен с воспитанниками, корректируют движения хореографической постановки, готовят концертные костюмы, оказывают моральную поддержку нашим детям, проводят игры-занятия на заучивание движений.
Игры-занятия по коррекции опорно-двигательного аппарата, проводимые воспитателями совместно с педагогом дополнительного образования, строятся по блокам:
- ходьба и передвижение;
- бег, прыжки, коррекционные упражнения;
- подвижные игры.
А занятия по ритмике включают такие блоки как ритмика, базовые элементы хореографии, основные танцевальные элементы, гимнастические элементы, упражнения с предметами, музыкальные этюды и игры. При проведении данных занятий происходит закаливание организма. Это достаточно эффективное немедикаментозное средство, которое способствует:
- противостоянию патологическим изменениям в детском организме;
- тренировке и совершенствованию защитных механизмов человеческого организма;
- повышению его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешней среды;
- ослабляет или устраняет негативные реакции организма, вызываемые изменением погодных условий;
- разработать рекомендации для специалистов физического воспитания по совершенствованию профилактических и оздоровительных мероприятий для младших школьников.
1. «Игроритмика» -это занятия по развитию чувства ритма и двигательных способностей ребенка, позволяющие достаточно свободно, красиво и координационно верно исполнять движения под музыку, в соответствии ее структурным особенностям, метру, характеру, ритмическому рисунку, темпу, динамике. В «Игроритмику» входят особые упражнения для связки движений и музыки, игры и музыкальные задания.
2. «Игро-гимнастика» развивает разные виды движений, которые обеспечивают эффективное развитие умений и навыков координации движений. Сюда входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также упражнения для расслабления мышц, дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки ребенка.
3. «Игро-танцы» – танцы, происходящие в виде игры. Данные занятия направлены на развитие танцевальных движений, что содействует росту общей культуры ребенка. Также данная игра имеет большое воспитательное значение и привносят в жизнедеятельность ребенка эстетическую радость на занятиях. В игровые танцы входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и танцевальные формы, (историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы).
4. «Танцевально-ритмическая гимнастика» состоит из образно-танцевальных композиций. Каждая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и точную завершенность. Физические упражнения, которые входят в композицию, оказывают определенное воздействие на детей. Все проводимые композиции соединяются в комплексы упражнений для разных возрастных групп детей. Данная игра-занятие дает ребенку хорошее настроение, мышечный тонус, возможность покричать, погримасничать, свободно выражать свои эмоции, обретать умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
5. «Пальчиковая гимнастика» - основа для развития ловкости рук, мелкой моторики и координации движений. Упражнения, превращают учебный процесс в интересную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают позитивное влияние на усовершенствование функций памяти, мышления, развитию фантазии.
6. «Музыкально-подвижные игры» - данные занятия содержат упражнения, которые применяются практически на всех занятиях. Активно применяются приемы подражания, имитации, ролевые ситуации, образные сравнения, различные соревнования – это то, что требуется для конечного достижения назначенной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастики.
Проведенная педагогами работа, посвященная изучению особенностей работы с детьми с ОВЗ, позволила сформулировать ряд выводов:
- При использовании всех видов музыкально-хореографической деятельности, доступных воспитанникам нашего ЦССВ, достигается реализация творческих возможностей детей, воспитывается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели работы – помощь в решении проблемы адаптации детей с ОВЗ в обществе путем самовыражения и развития творческих способностей.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкально-хореографических занятий в позитивных изменениях в состоянии ребенка.
Интерес окружающих к творчеству таких детей, его высокая оценка существенно повышают самооценку детей, веру в свои силы. Это стимулирует детей для дальнейшего творческого развития.
И конечно, в итоге хочется сказать, чтобы заниматься с детьми, особенно с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь к ним любовь, но любовь долготерпеливую, которая поможет отсекать от ребенка все ненужное и плохое, и взращивать все хорошее и доброе.
Литература:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. -М., 2013. -369 с.
2. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018 – № 4-2 (32). – С. 10-12.
3. Бондаренко Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. –М.: Владос, 2010. –301 с.
4. Бобков Г. А. Термопроцедуры и кинезитерапия: Материалы научно-практической конференции. -Профилактика и лечение заболеваний костно-мышечной системы человека по методу Бубновского С.М. — М.: Астрея-центр, 2008. –163 с.
5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития – М.: Педагогика, 2007. –248 с.
6. Бубновсктй С. М. Лечение движением, напряжением и нагрузками. – М. 2010. –63 с.
7. Бубновский С. М. Теория и методика кинезитерапии: Методическое пособие -М., 1998. —56 с.
8. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018 – С. 46-48.
9. Григорьева Л. Г. Дети с проблемами в развитии. –М.: Академкнига, 2012. –215 с.10. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. –М., 2012. –82 с.
10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 128 с.
11. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья //Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016 – 392 с.