НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Тоньшева А.Н., Капкова И.Е. Особенности организации квест-игр в образовательном процессе муниципального дошкольного образовательного учреждения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


В своей педагогической деятельности, в соответствии с требованиями, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, мы используем разные педагогические технологии, ищем новые методы и приемы в образовании детей и в процессе партнерства с родителями и педагогами, которые способствуют повышению качества образования.
Ведущие педагоги и психологи, такие как Асмолов А.Н., Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Волосовец Т.В., рекомендуют выстраивать образовательный процесс в ДОУ с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, а именно игровой.
В соответствии с этим в числе используемых нами современных технологий находится квест - игра, которую мы адаптируем к дошкольному возрасту.
В толковом словаре русского языка квест это - жанр литературных произведений, фильмов или компьютерных игр, который подразумевает от участников решения логических задач с целью продвижения по сюжету. Или это командные интеллектуально-подвижные игры с элементами городского ориентирования.
В педагогической практике его называют образовательный квест или технология квест-игры, которая первоначально применялась с детьми школьного возраста. С недавних пор педагоги стали адаптировать ее к условиям организации образовательного процесса в детском саду.
Преимущества использования квест-игры заключается в том, что она соответствует ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста, в ее процессе решаются разнообразные образовательные задачи в занимательной форме.
Использование квест-игры позволяет нам выстраивать педагогический процесс в соответствии с современными требованиями такими как:
1.       Интеграция образовательных областей, когда в ходе одной игры присутствуют задания из разных направлений развития дошкольников, объединённые одним сюжетом.
2.       Осуществление деятельностного подхода с комбинированием различных видов деятельности и форм работы: решение задач, разгадывание ребусов, чтение карт, элементы спортивных состязаний и др.
3.       Развитие психических процессов, коммуникативных навыков, самостоятельности в специфических формах для детей: игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
4.       Повышение двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию путем использования занимательных и нестандартных заданий.
5.       Поддержка и развитие детской инициативы.
6.       Реализация принципа сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
7.       Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.
Использование квест-технологии позволяет нам эффективно осуществлять взаимодействие всех участников педагогического процесса.
В своей практической деятельности мы составляем и используем квест-игры, в которых участвуют дети, родители или педагоги.
С детьми квесты организуются нами в разные режимные моменты:
-           на прогулках (познавательные квесты «Поможем муравью добраться до дома», «По неведомым дорожкам»);
-           в процессе непосредственной образовательной деятельности («В гости к Топтыгину», «Путешествие в Звукобуквию», «В королевстве сказок»);
-           во время досуговой деятельности («Сладкоежки», «Юные разведчики»).
Мы применяем следующие типы квестов:
-           Приключенческий квест («Пираты в поисках сокровищ», «На необитаемом острове»).
-           Квест путешествие («Найдем дом Каркуше», «В гости к Топтыгину»).
-           Познавательный («В морском царстве», «Лесовик в беде»).
-           Исследовательский, с опытами и экспериментами («Волшебник - неудачник»).
-           Литературный («В гостях у сказки»).
-           Физкультурный («Космическая здравиада»).
-           Музыкальный («Весенняя капель»).
-           Смешанный тип, когда в одном квесте могут быть использованные вышеперечисленные типы.
С детьми мы используем линейный тип квеста, когда содержание построено по цепочке.
На первоначальном этапе, этапе знакомства детей с квест-игрой, мы учим их взаимодействовать, обходить конфликтные ситуации, выбирать лидера (командира, капитана), находить совместные решения и оптимальные способы выполнения задания.
Этапы организации квест-игры с детьми дошкольного возраста:
- Для каждой квест-игры мы определяем цель, образовательные задачи, и выбираем сюжет. Тема и цели квеста зависят от интересов детей, тематики недели или проекта, а также календарных событий и соответствуют возрастным особенностям развития.
-           Далее придумываем проблемную ситуацию для развития творческого мышления, познавательной активности и стимулирования собственной деятельности детей. Например, в игре возникла проблема – разбилась любимая ваза куклы Наташи, или маленький медвежонок спешил на день рождение к мамочке, но забыл, куда положил приготовленные для нее сладости…
-           Затем подбираем задания, музыкальное сопровождение, атрибуты для игр, определяем место проведения и составляем карту маршрута.
-           Следующим этапом является непосредственное проведение квеста. В процессе игры мы предоставляем поле пробности для самостоятельной исследовательской деятельности детей. Например, с помощью увеличительного стекла рассмотреть секретный код, или найти способы размораживания льда на двери, ведущей к сокровищам.
Задания в одной квест-игре имеют логическую связь и объединены одним сюжетом с осуществлением смены видов детской деятельности. Например, для того, чтобы собрать всю семью матрешек нужно отгадать загадки про матрешек, собрать разрезные картинки, сосчитать, сколько матрешек, разложить их по росту, станцевать танец матрешек и составить узор на платье матрешки. Задания эмоционально окрашенные, в занимательной форме и безопасны это могут быть прохождение лабиринтов для поиска отгадки, или задачки с «подвохом», иногда для выполнения заданий детям нужно нарядиться в костюмы и исполнить какую либо сценку.
-           В заключительной части мы подводим итоги, и участники квеста получают призы.
С педагогами мы используем линейные и штурмовые квесты, в которых выполнение заданий предусматривает наличие у них определенных психологических и педагогических знаний. Это могут быть задания, такие как анаграммы, ребусы, кроссворды, словесные лабиринты и другое.
В рамках взаимодействия с педагогами дошкольной организации нами были организованы педагогический совет по теме «Креативность педагога» и педагогическая мастерская «Я - творческий педагог» в форме квест-игры. Также мы выступили с мастер-классами, цель которых знакомство педагогов с особенностями организации и проведения квест-игр с участниками педагогического процесса.
Применение квест-технологии позволяет создать условия для постановки педагогов в субъектную позицию и психологическую комфортность. Педагоги с увлечением самостоятельно добывают знания, имеют возможность обменяться опытом с коллегами, практически осваивают навыки проектирования образовательной деятельности с применением квест-технологии.
Квесты для родителей мы проводим как с целью повышения их педагогической грамотности, так и с целью проведения совместного с детьми досуга. Квест-игры, участниками которых являются только родители, также подразумевают наличие у них некоторых педагогических знаний и умений.
Задания в квесте, где участники родители и дети, подразделяются по уровню сложности и часто носят соревновательный характер. Например, во время квест-игры «По следам Топтыжки», предусмотренной в рамках проекта «Хозяин леса – Топтыгин», мы разделили участников на две команды - родителей и детей. В ходе выполнения заданий участники передвигались по картам, соревнуясь в том, кто быстрее найдет сладости. В итоге победили дети, которые с удовольствием поделились сладким призом с родителями.
Квесты, в которых участвуют и родители и дети, способствуют их эмоционально – личностной включенности, установлению контакта между ними, что ведет к укреплению семейных отношений. В процессе совместной игры родители имеют возможность понаблюдать за своим ребенком, как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми, какую активность проявляет и как выполняет то или иное задание. Также родители, узнают, какие упражнения, занимательные задания они могут выполнять дома с детьми.
Одновременно происходит и установление партнерских доверительных отношений между педагогами и родителями.
Применяя квест – игры мы убедились на практике в их привлекательности для участников образовательного процесса. Использование квест-технологии способствует построению эффективного взаимодействия детей, родителей и педагогов, позволяет в интересной, непринуждённой и деятельностной форме решать образовательные задачи.

Библиографический список

1.     Лопатин, В.В. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Эксмо, 2013. – 928 с.
2.     Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
3.     Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Выпуск №6 (09). – С.138-140
4.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.
2018