НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бакшеева Н.П., Хламова Н.А., Новикова Н.А. Развитие познавательной активности дошкольников средствами ТРИЗ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf

Жизнь ребенка дошкольного возраста – это период бурного, чрезвычайно интенсивного развития, непрерывного совершенствования его физических возможностей, психики. Становления личности. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию нового, необычного.
Учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути её разрешения помогают игры, сказки, различные тесты, которые составляют систему развития творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач. ТРИЗ предлагает ребенку такие способы действия, которые, формируют одно из основных качеств творческого человека – любознательность.
Начинать эту работу целесообразно с детьми младшего дошкольного возраста, ответы детей поражают оригинальностью и основы исключительно на интуиции. В этом возрасте ребенок получает 90% всей необходимой информации, и важно не упустить столь благодатный момент, дать установку на саморазвитии личности.
Наша жизнь состоит из противоречий. В каждом предмете есть хорошее и плохое. Минус традиционного воспитания и обучения заключается в том, что наши суждения весьма категоричны: это – всегда хорошо, а это – всегда плохо. Противоречия разрушают житейскую логику.
В своей работе стараемся детей самостоятельно находить и разрешать противоречия. Огромные возможности в этом предоставляют занятия, общение с природой на прогулке. Через игры, которые заставляют ребенка анализировать предполагаемый поступок, помогаем маленьким исследователям найти правильное решение в противоречиях.
На первом этапе работы важно ребенка научить находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т.е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Большое внимание уделяется формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи. Например, задание детям: найти общее между деревом и цветком. Помимо стандартных ответов: и дерево и цветок растет в земле, их греет солнышко, поливает дождик. Появляется ответ «Цветок может расти на дереве (весной, во время цветения)».
Развиваем у детей находить общее и частное в предметах и явлениях однородных и неоднородных. Что общего и чем отличаются платья и сарафан? Ответы: это одежда, её носят на теле, для девочки (далее характеристика есть карман, из цветной ткани и т.д.). А сарафан: это одежда только для лета, платье можно носить в любое время года, у сарафана нет рукавов и т.д.
Можно использовать для решение задачи схему диалектических противоречий. В простом виде это выглядит следующим образом: противоречие – платье должно быть вечерним и не должно быть только вечерним, так как есть необходимость носить его днём. Решение противоречий во времени: вечером украсить платье с помощью аксессуаров. Решение противоречий в пространстве: использовать молнии, чтобы можно убрать рукава, удлинить или укоротить платье. Решение противоречия в подсистеме: использовать предметы гардероба – пиджак и т.д.
Подобные упражнения, помогают детям находить в любых ситуациях достойные решения.
На втором этапе мы учим детей изобретать. Например, мы попали на необитаемый остров, где есть только коробки со жвачками. Как там выжить? Дети предлагали построить дом из этих коробок, а вместо раствора использовать жвачку, растянуть полученную пленку и растянуть её.
Третий этап – решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Соприкасаясь с миром сказок, дети впервые познают простые истины и мудрость, накопленную веками, учатся жить.
Например, вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать? Один из вариантов выхода из такого положения является ответ детей: Пусть она будет не баба-яга, а бабушка Ягушечка, умыть бабусю, причесать, приодеть, ещё и подкрасить: глядишь – совсем и не страшная и после хорошего обращения вряд ли будет, вас есть.
И, наконец, четвёртый заключительный этап: опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные оригинальные решения проблем, малыш учиться находить выход из любой сложной ситуации. В этих экспериментах ребёнок рассчитывает только на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.
Например, через несколько секунд, у нас в группе начинается пожар, и пока он маленький, его ещё можно потушить, но во всём детском саду нет воды. Где же её взять?
В развитии у детей творческого мышления помогает использование в работе изобретательной деятельности. Например, придумай и нарисуй «Чудесное животное», взяв самые полезные части от разных домашних животных. Обобщив чем хорошо, такое животное и чем плохо, можно организовать выставку детских рисунков.
Со всей проводимой работой в дошкольном образовательном учреждении должны быть ознакомлены и родители. Основная и самая распространённая ошибка родителей заключается в том, что они боятся предложить детям сложные задачи, считая, что это их уму не под силу. Знакомясь с результатами работы детей, они убеждаются в обратном. Поэтому ответы детей на занятиях, их реакция, рисунки, результаты тестирования, опросы всё это должно быть и введении родителей. С этой целью для родителей целесообразно проводить:
- ежедневные индивидуальные консультации;
- групповые консультации и родительские собрания;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей.
Полезно также привлекать родителей к оформлению группы, участка, изготовление пособий и оборудования.
Многовековая практика человечества показывает, что смысл жизни – в накоплении разума, духовной силы, материальных и духовных ценностей.

Библиографический список:

1. Иванов Г. «Формула творчества, или как научиться изобретать», - М., Просвещение, 1994.
2. Тимохов В.И. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ», - С.-Петербург, «ТРИЗ-ШАНС», 1996.
3. Журнал «Народное образование» № 9, 2000, № 1, 2001, Меерович М., Шрагина Л. «Управляемое воображение».
4. Журнал «Педагогика + ТРИЗ», № 6, 2000, Грин А.А. «Требование к условию открытой учебной задачи».

2018