НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Калашникова С.С. Циклическая организация наблюдений как основа экологического образования детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


ФГОС ДО одним из важных направлений развития определяет познавательное развитие (пункт 2.6 ФГОС ДО).
Целью познавательного развития является развитие у детей любознательности, познавательного интереса, формирование познавательных действий, развитие воображения, творчества, начального представления о себе, о других, об особенностях природы, объектах окружающего мира.
Познавательная деятельность в соответствии с пунктами 1.2, 1.4 ФГОС ДО осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с детьми: экспериментирование, реализация проекта, коллекционирование, мини-музеи.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение – это специально организованное воспитателем длительное и планомерное активное восприятие явлений природы. Правильная организация наблюдения обеспечивает создание и развитие у детей отчетливых представлений о животных растениях, о сезонных явлениях в природе. Руководящая роль воспитателя заключается в том, чтобы научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы, видеть взаимосвязь между растениями, животными с явлениями неживой природы.
П.Г. Саморукова определила, что наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Его целью может быть усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, структуры внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений и животных), сезонных явлений. [1]
Наблюдение позволяет оказать детям природу в естественных условиях, во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных явлениях, это приучает детей внимательно относиться к окружающему их миру, подмечать его особенности и в конечном итоге приводит к развитию наблюдательности.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе начинаются самостоятельные рассуждения, что приводит к пошаговому накоплению и углублению знаний.
На протяжении многих лет педагоги убеждаются в эффективности следующего подхода к организации познавательной деятельности дошкольников, предложенного С.Н. Николаевой [2]. Суть данного метода – проведение занятий цикла наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на отдельные «ячейки», что делает возможным постепенное, прочное их усвоение.
Цикл наблюдений, как организационно – методическая форма педагогического обучения, имеет ряд положительных достоинств:
-каждое новое наблюдение позволяет показывать дошкольникам новые грани и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточняя и расширяя уже известные представления; достоинством цикла является и его протяженность во времени - наблюдения распределяются таким образом, чтобы следовать одно за другим на достаточно длительное время.
-наблюдение должно быть многоразовым, но с разным содержанием, т.е. обращаться к одному и тому же объекту на протяжении 1-2-3-х месяцев; это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего у воспитанников возникает потребность к новым, самостоятельным наблюдениям, но уже без руководства и побуждения со стороны воспитателя.
-и, наконец, проводя занятие в форме наблюдений в повседневной жизни, мы экономим время для проведения другой образовательной деятельности и разнообразим работу с детьми.
При организации циклических наблюдений С. Николаева считает важным следующие моменты:
-компактное проведение цикла. Одно наблюдение должно следовать за другим, без больших разрывов во времени. Содержание, «наслаиваясь как пирог», укрепляет единую систему знаний об объекте;
-охват наблюдениями всех детей. Каждое наблюдение, если его проводить по подгруппам, повторяется несколько раз;
-преобладание визуального источника над словесным;
-опора на биологические особенности, видовую специфику животных [2].
В запланированном наблюдении необходимо специально создавать условия – объект наблюдения делает то, что мы наблюдаем с детьми.

Наблюдение на прогулке за живым объектом природы (кошкой) в средней группе

Наблюдение 1.
Особенности внешнего вида.
Цель: Познакомить детей с дворовой кошкой. Вызвать эмоциональный отклик от восприятия кошки, желание наблюдать за ней.
Кошка - домашнее животное. Она выбирает место для жизни рядом с человеком. Наша кошка живет в гараже. Ей 3 года, весит около 4 килограмм, окрас серо-голубой, короткошерстная.
У нее вытянутое туловище, с одного конца хвост, с другого голова:
2 уха - у кошки очень хороший слух, поэтому она может ловить мышей с закрытыми глазами, ориентируясь на шорох и писк,
усы помогают кошке ориентироваться в пространстве, а еще показывают настроение животного – если направлены вперед - означает любопытство, если прижаты к морде – агрессию.
Сильно развито обоняние, что позволяет им чувствовать запахи, о которых человек даже не догадывается, у кошки 4 лапы, в них прячутся острые коготки, благодаря подушечкам она ступает бесшумно.
Наблюдение 2
В каких условиях живет кошка?
Цель: Познакомиться с условиями, необходимыми для жизни кошки.
Кошка – очень чистоплотное животное, она умывается, вылизывая свою шерсть не менее 10 раз за день.
Кошка любит греться на солнце, плохо переносит туман, дождь и снег, поэтому им нужно место, где можно укрыться. Живут рядом с человеком, в укрытии неподалеку от которого есть источник питания. Они умеют, но не любят плавать. Домашнюю кошку можно купать.
Наблюдение 3
Что и как ест кошка?
Цель: Познакомить детей с разными видами корма для кошки.
Кошка – хищница, она охотится на грызунов, птичек, ест рыбу, любит кефир, пьет воду.
Питается небольшими порциями, но часто. В домашних условиях можно давать специальный корм. Очень хорошо ориентируется во вкусах: различает кислое, горькое, соленое.
Наблюдение 4
Кошка живая, о ней надо заботиться.
Цель: Показать необходимость ухода за кошкой.
Средний срок жизни кошки 14 лет, но в Британии была кошка, которой исполнилось 39 лет. Бездомные кошки живут намного меньше – всего 4-5 лет. Это связано с тем, что человек может обеспечить кошке правильное питание, уход, безопасные условия жизни в городе.
Наблюдение 5
Как кошка отдыхает?
Цель: Познакомить с особенностями поведения кошки, учить наблюдать за ее проявлениями.
Кошка сохраняет энергию посредством сна, поэтому мы часто можем наблюдать ее спящей на клумбе, спят они около 15 часов в сутки. Отдохнув, кошка может легко взобраться на дерево, а вот додуматься спуститься хвостом вниз самостоятельно могут только очень умные кошки, остальные боятся разбиться и не решаются. Привлекают внимание к себе мяуканьем.
Кошки часто становятся героями мультфильмов и сказок: это и «Кот в сапогах», «Трое из Простоквашино», «Том и Джери», «Кот Леопольд» и т.д. Кошка и человек хорошие друзья на протяжении многих тысячелетий.
Таким образом, совместная деятельность воспитателя с детьми положительно влияет на образование у детей любознательности и пытливости ума. Обмен мнениями и впечатлениями со сверстниками и воспитателем о циклических наблюдениях, а также выполнение различных заданий на логику, познавательно - коммуникативного направления оказывает стимулирующее воздействие на речевое развитие.
Использование естественной красоты окружающих объектов дает мощный толчок художественно – эстетическому развитию.
Из всего выше написанного следует, что циклические наблюдения являются эффективным методом формирования у детей положительно – эмоционального отношения к природе.

Библиографический список

1.       Саморукова П.Г. (ред.) Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебное пособие/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева.-М.:Просвещение, 1991-240с.
2.       Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений.-М.:Академия, 2002-336с.

2019