НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Платонова Ю. В. Роль педагога в формировании эмоционального благополучии детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Продолжительный период времени в нашей стране система дошкольного образования была направлена на обеспечение познавательного развития ребенка. В тоже время эмоциональной сфере воспитанников не уделялось должного внимания, и это в корне не верно, так как с каждым годом появляется все больше детей с отставанием эмоционального развития, что отражается на эмоциональной неустойчивости ребенка, его тревожности, замкнутости и агрессивности поведения.
Эмоциональное развитие - процесс формирования умений отзываться на явления окружающего, контролировать свои чувства, уметь ими управлять. Именно в возрасте от 3 до 7 лет происходит формирование и осознание таких эмоций социальной направленности как дружба, уважение, сопереживание, взаимовыручка и другие.
Уже к 4 годам дети способны усвоить необходимые понятия, такие как грусть, радость, злость. Их активный словарь пополняется терминами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» замещается понятным для ребенка словом - «настроение». По мере взросления гамма эмоций и чувств у дошкольника усложняется и зачастую связана с атмосферой в семье, в детском коллективе, ее благополучием или неблагополучием.
К сожалению, современные дети стали менее отзывчивым к чувствам других. У них повысился уровень агрессии, а вот способность к сопереживанию и сочувствию, умению порадоваться успехам своего товарища стало редким качеством. Да и для «живого» общения со сверстниками и взрослыми времени почти не остается, так как большую его часть дети проводят в гаджетах.
И это вина, прежде всего нас, взрослых. Нам проще прикрываясь занятостью, включить ребенку очередной мультфильм, или дать в руки телефон, чем вместе с ним почитать книгу, поиграть, или просто пообщаться. Ведь не секрет, что именно общение делает нашу жизнь наполненной, богатой и эмоционально окрашенной.
Ребёнок, который мало общается со своим ближайшим окружением, как правило, не принимается этим окружением из-за неумения выстроить это самое общение. Дошкольник чувствует себя лишним, что в дальнейшем приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям, влияющим на его самооценку, поведение, уровень тревожности.
Поэтому одной из первостепенных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка в условиях семьи и ДОУ, является обеспечение и создание условий развития успешности ребенка, его эмоционального благополучия.
Благополучие – это процветание, обеспеченность, спокойная и гармоничная жизнь. Особое положение среди видов благополучия занимают физическое, духовное, социальное и эмоциональное.
Виды благополучия представлены на рисунке 1.
Рис.1

Виды благополучия

Физическое

Эмоциональное

Социальное








Эмоциональное благополучие, по словам Г.А.Урунтаевой – это чувство уверенности, защищенности, которое способствует развитию личности ребенка, выработке у него позитивных качеств, доброжелательного отношения к другим людям, самоконтроль, нацеленность на достижение целей [8].
М.И. Лисина, Т.А. Репина, Л.А. Абрамян определяют эмоциональное благополучие как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка и удовлетворение социальных и биологических его потребностей в соответствии с возрастом [2,3].
Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника – С.А. Козлова и О.А.Шаграева расценивают как оптимальный показатель его общего психического развития и психологического здоровья [5,9].
В своих трудах А.Д. Кошелева, отмечает, что ребенку эмоционально комфортно, когда в детском саду у него преобладает хорошее настроение и в течение дня оно практически неизменно; когда его деятельность вызывает одобрение или же переживается им как успешная благодаря отзывчивому отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть, и которые в тебе заинтересованы; когда ребенок чувствует положительное отношение к себе [6].
Проанализировав высказывания ученых, можно сделать следующий вывод. Успешность развития ребенка выражается в следующих чертах его поведения: наличия чувства доверия к окружающему миру и проявление гуманизма; способности сострадать; наличия позитивных эмоций; потребности в телесном контакте; восприятию себя и собственных действий; способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом; его взаимодействию с ближайшем окружением.
Эмоционально здоровый ребенок, к примеру, уже к 4-5 годам способен найти разумный выход своему эмоциональному напряжению и перевести его в спокойную, осмысленную форму через занятия лепкой, конструированием, настольно-печатными играми или рисованием. Дошкольник этого возраста становится более самостоятельным в плане разрешения эмоциональных затруднений, проявляет большее сочувствие и интерес к другим людям.
Психологически благополучный ребёнок – это ребёнок счастливый, жизнерадостный, открытый, живущий в гармонии с самим собой и окружающим миром, познающий и открывающий его не только разумом, но и сердцем.
Формирование эмоционального благополучия ребенка – по словам К.Н.Вентцеля, обуславливаются разнообразными факторами: самооценкой, ребенка, его физическим состоянием, самочувствием, микроклиматом в семье, а также во взаимодействие с другими детьми и педагогами в условиях дошкольного учреждения [2].
Так как большую часть времени дошкольник проводит в детском саду, то особая роль в создании эмоциональной атмосферы ребенка (помимо семьи) принадлежит педагогу-наставнику, его способности в любой ситуации управлять своими эмоциями и настроением, а также, педагогическому стилю воспитания. Проблема взаимодействия воспитателя и воспитуемого является одной из традиционно сложных проблем в образовательном процессе. В силу специфики детства, (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое влияние осуществляется не только через передачу самих знаний и воспитание у детей полезных навыков, но и путем, которым это воздействие осуществляется.
Таким образом, от того, как будет организована работа педагога, его взаимодействие с детьми и умение сделать пребывание каждого ребенка в саду увлекательным и интересным, зависит эмоциональное состояние каждого дошкольника, и, следовательно, его познавательное развитие в целом.
Практика показала, что основными методами формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста являются: беседы, совместная деятельность педагога с детьми, взаимодействие с родителями (законными представителями ребенка), а также наблюдение за дошкольниками в образовательном, игровом и трудовом процессе общения.
Наблюдая за ребенком в определенной ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции дошкольник испытывает на данный момент. Задача взрослого проявить внимание, заботу, приободрить воспитанника, отвлечь от каких-либо переживаний, если это необходимо.
Доброжелательное и предупредительное отношение к детям – это именно то, что призвано создать позитивный настрой для дальнейшего взаимодействия. И наоборот, авторитарный или попустительский педагогический стиль, малейшая ошибка взрослого при работе с детьми, может привести к необратимым последствиям, сказаться позже уже в зрелом возрасте воспитуемого, столкнувшимся впоследствии с жизненной неудовлетворённостью, разочарованием и проблемными ситуациями.
Следовательно, современный педагог должен быть демократичным, иметь беспрецедентный контакт с детьми, стать для дошкольника наставником, советчиком, помощником, другом и даже второй мамой.
Воспитатель, планируя свою работу, стремится не только научить ребенка чему-то важному и полезному, но и создает все условия для его интересного времяпровождения. Силами педагогов обустраиваются развивающие центры, где дошкольник сам выбирает интересный для него вид деятельности. В каждой группе есть уголок уединения, где малыш, может побыть в одиночестве и по желанию поиграть с понравившейся игрушкой или посидеть с любимой книжкой.
В течение дня воспитатели проводят с детьми игры и упражнения, направленные на снижение агрессии, на улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, подвижные и дидактические игры, наблюдения, музыкальные упражнения, игры с водой и песком – все то, что благотворно отражается на эмоциональном состоянии дошкольника.
Таким образом, эмоционально активная совместная деятельность педагога с детьми, насыщенная развивающая среда в группе, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократический стиль воспитания, благоприятный микроклимат в детском саду и в семье, а также активное взаимодействие ДОУ и родителей (индивидуальные беседы, консультации, собрания в виде круглых столов, совместные мастер-классы и праздники) - все это создает условия для успешного формирования эмоционального благополучия ребенка.
Хотя, к сожалению, со стороны родителей (законных представителей) все чаще можно наблюдать либо завышенные требования по воспитанию ребенка и критичность к работе воспитателя, либо полное безразличие к вопросам развития дошкольника.
Нежелание родителей сотрудничать с педагогами, прислушиваться к их рекомендациям, отсутствие единых требований к ребенку со стороны взрослых, чрезмерная строгость или наоборот вседозволенность, недостаток внимания со стороны отца или матери, а также недоверие родителей к имеющемуся уровню компетентности педагога в тех или иных вопросах, оказывают неблагоприятный эмоциональный фон на развитие дошкольника.
Поэтому для обеспечения детям эмоционального комфорта, насыщенной и интересной жизни в детском саду и дома, так необходимо выстроить диалог между педагогами и родителями, основанный на сотрудничестве, взаимопомощи, взаимопонимании, для того, чтобы вовремя, предупредить или исправить уже имеющиеся эмоциональные проблемы у дошкольника.
Выделим основные принципы процесса формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста:
-принцип индивидуального подхода;
-принцип равенства и сотрудничества с детьми;
-принцип построения образовательной среды ДОУ;
-принцип единства ДОУ и семьи в вопросах развития и воспитания ребенка.
Для усовершенствования процесса формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:
- взаимодействие педагога с ребенком;
-взаимодействие педагогов, психолога и других специалистов ДОУ друг с другом;
- взаимодействие ДОУ и семьи.
Только при такой форме работы, где есть искренняя заинтересованность в положительном результате, а также единство взглядов всех участников образовательного процесса, можно создать благоприятные условия для эмоционального благополучия дошкольника и получение ожидаемого результата:
- установление теплых и доверительных отношений между педагогами и родителями, для создания благоприятного климата развития эмоционального благополучия детей;
- возникновение интереса у родителей (законных представителей) к процессу воспитания, развития и обучения дошкольников;
- повышение компетентности педагогов и их профессиональный уровень;
-снижение уровня тревожности у дошкольников и развитие положительной мотивации для посещения образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования. / Е. Е. Алексеева – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: Юрайт, 2021. – 196 с.
2. Абрамян Н.Г., Методика преподавания психологии, учебно-методическое пособие, 2017.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Т. А. Репина Социальная психология дошкольника. Учебное пособие. Мозаика-Синтез, 2016
4. Зверева О. Л. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями: учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 157 с.
5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром. Учебник 2018 ИНФРА-М
6. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников Гуманитарные и общественные науки Педагогика Издательство: Академия 2003 Режим доступа: https://www.livelib.ru/author/171809/top-a-d-kosheleva
7. Крежевских О.В. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Юрайт, 2021. – 165 с.
8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., исправленное и дополненное. М.: Академия, 2016.
9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. Пособие для студ. высших учебных заведений. — М.: Гуманит. изд. исправленное и дополненное М.: Юрайт, 2017. — 368 с
2021