НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пушкарева О. А., Семенко Н. В. Организация предметно-пространственной развивающей среды в рекреациях ДОУ для развития дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя с окружающим, развивается, действует, учится, познаёт. Дети проводят в детском саду очень много времени, почти целый день, и организация предметно-развивающей среды в ДОУ - важный момент, на который педагогический коллектив должен обращать особое внимание.
Очень важно создать такую образовательную среду, которая будет развивать наших детей, обогащать их жизненный опыт, где каждый ребёнок найдёт себе занятие по интересу, и которая будет развивать индивидуальность каждого дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
В нашем детском саду создана не только в группах предметно – пространственная развивающая среда, но и во всём дошкольном образовательном учреждении.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование, сюжетно –ролевые игры. В оборудовании имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, фильтры, пипетки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Особое внимание уделяем гендерному воспитанию дошкольников. Имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, инструменты по ремонту машин, девочкам для работы с рукоделием, занятий домашними делами.
Мы задействовали не только групповые помещения, но и каждый имеющийся в нашем учреждении уголок, лестничные марши, стены для создания уютной и современной развивающей среды. И главное, что мы постарались сделать, чтобы эта предметно – пространственная среда была активной.
В первую очередь под наше пристальное внимание попали лестничные марши на левом крыле. При подъёме на второй этаж, располагаются фотографии родного города. Фотографии достопримечательностей Белгорода помогают воспитывать у детей патриотические чувства. Дети узнают места белгородского края, могут рассказать о них, знают их местонахождения. Таким образом, решаем задачу по речевому развитию, социализации и воспитанию у детей нравственно- патриотических чувств. На правом крыле организована библиотека для дошколят. Здесь можно не только почитать интересные для ребёнка книги, но и рассмотреть картинки, зарисовать понравившуюся и даже взять с собой домой. Так мы стараемся воспитывать читающего ребёнка, прививаем любовь к книге, воспитываем индивидуальность ребёнка. На левом крыле на стенах располагаются плакаты по пожарной безопасности, которые способствуют воспитанию у детей навыкам безопасного поведения. Шагая по лестнице, можно увидеть цифры от 1 до 20. Они помогают закрепить количественный и порядковый счет, прямой и обратный, знакомит детей с цифрами.
На центральном входе второго этажа располагаются три рекреационные зоны внутри детского сада. Приобретение красочных стендов на различную тематику позволило решать одну из самых главных задач дошкольного образования – это развитие познавательно – речевых способностей у детей. Здесь мы организовали 3 центра. Один из них – это центр шахмат. В этой зоне можно познакомиться с великими шахматистами, узнать об их победах, достижениях. Расположенные вдоль стены стулья, шахматные столы приглашают ребят поиграть в шахматы. Сразиться в турнире поможет навесная магнитная доска с магнитным набором шахмат. А если кому –то интересна Белгородская область с её достопримечательностями – добро пожаловать на другу сторону коридора. Там расположился центр краеведения. В коридоре здания размещены магнитные карты России, города Белгорода, Белгородской области, на которых дети изучают достопримечательности. Красочные магниты пришли нам на помощь. А если вы хотите узнать о чем –то подробнее, достаточно просто навести телефон на куар код и получить полезную информацию. «Дерево путешествий» позволяет совершить путешествия по родным местам. Такой уголок помогает педагогам решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые они ставят при работе с детьми: расширять кругозор, развивать память, речь, мышление, воспитывать интерес к прекрасному миру природы Белгородчины и её истории. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности, у детей формируется любознательность, патриотические чувства и ответственность за природу родного края.
С юного возраста приучаем детей уважать и ценить чужой труд, знакомим с профессиями. Такой стенд располагается на центральной стене. Здесь можно примерить на себя форму любой профессии, познакомиться с атрибутами интересующих профессий.
Останавливаться на достигнутом не стали. На первом этаже на центральном входе создали игровой центр для самых маленьких. Здесь находятся яркие разноцветные столы, на которых располагаются игры по сенсорике для малышей. Никого не оставит равнодушным красочная пирамидка или набор разноцветных воздушных шариков. Всё находится в свободном доступе для детей, педагогов и родителей.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в холлах и рекреациях нашего детского сада, мы учитывали, что:
1. Среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Среда должна быть гибкой, вариативной и должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
3. Всё должно быть безопасно и соответствовать возрасту детей. Использование декора, интерьера и оборудования рекреационных зон должно быть основано на ведущей игровой деятельности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников будет свидетельствовать об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Мы будем и дальше работать, не боясь нового, создавать современную образовательную среду для наших дошколят, развивать их, постараемся сделать их детство счастливым.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - М.:Просвещение,2009. - №6.
3. Короткова Н. А. Предметно-пространственная среда детского сада: старший возраст: пособие для воспитателей/ под ред. Н. А. Коротковой. - М.: Линка-Пресс, 2010
4. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
2021