Библиографическое описание:
Эргашев Р.К. Применение здоровьесберегающих технологий, методик и подходов в рамках реализации программы «Компас» (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Проблемы сохранения здоровья детей и подростков стали особенно актуальными в нашей стране на современном этапе. Кризисные явления в обществе, падение уровня жизни, стрессы, неполноценное питание, плохая экология, а также безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья
По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков, более 30% курящих, причем, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте; около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна. Особую тревогу вызывает число детей с избыточной массой тела, что является, прежде всего, следствием нерационального питания и может привести к тяжелым заболеваниям.
Среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%, а по окончании 11-го класса — 94% хронически больны. Особенную тревогу вызывает то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями.
Попыткой оздоровить обучающихся является введение элементов здоровьесберегающих технологий, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В своей работе я использую три основных вида здоровьесберегающих технологий:
· санитарно-гигиенические,
· психолого-педагогические,
· физкультурно-оздоровительные.
Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:
· Критерии санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном зале.
· К психолого-педагогическим критериям прежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
· Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, – вот только некоторые моменты оздоровления, которым я нахожу место и время в ходе проведения занятий. Так, например, двигательные упражнения поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус. В своей работе я применяю: динамические паузы - дети танцуют под музыку, или активно изображают как прыгает зайчик, как едет поезд, машина и т.д.; Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Можно привести пример использования здоровьесберегающей технологии на занятии
Цель: снять напряжение с глаз, мышечное и нервное напряжение; повысить общий мышечный тонус.
· Упр. 1. Спинки выпрямляем, ладошки на столе, а пальчики, как веер, слегка раскрываем. Закроем глаза и представим себя на лесной поляне. Кругом порхают разноцветные бабочки…
· Упр. 2. Открываем глаза. Посмотрим на левый мизинчик и представим, что на него села красивая бабочка, потом (следим глазами) она вспорхнула и перелетела на другой мизинчик. Перелетела обратно, но уже на безымянный; с левого безымянного – на правый…
· Упр. 3. А теперь поднимем руки вверх и представим, что на них сели еще бабочки – одна другой красивее!
· Упр.4. Слегка наклоняемся назад и любуемся ими. Затем плавно опускаем руки вниз и легонько встряхиваем кистями. Летите, бабочки!
Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии: поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления; снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.
Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах и задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья.
Дети принимают активное участие во всех видах соревнований (школьных, районных, проводимых в объединении) Для профилактики здоровья привлекаем родителей, медицинского работника. Родители очень активны. Принимают участие с удовольствием в спортивном празднике «Здоровая семья», «В гостях у Айболита», зимняя «Зарница», летняя «Зарница» «Тропинки здоровья».
Библиографический список
1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность / Э.М. Казин [и др.] // Валеология. — 2008. — № 3.- С. 18-25.
2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.
Эргашев Р.К. Применение здоровьесберегающих технологий, методик и подходов в рамках реализации программы «Компас» (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Проблемы сохранения здоровья детей и подростков стали особенно актуальными в нашей стране на современном этапе. Кризисные явления в обществе, падение уровня жизни, стрессы, неполноценное питание, плохая экология, а также безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья
По данным исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков малоподвижный образ ведут приблизительно 45% детей и подростков, более 30% курящих, причем, многие начинают курить еще в младшем школьном возрасте; около 60% не соблюдают режим дня и соответственно более половины из них испытывают недостаток сна. Особую тревогу вызывает число детей с избыточной массой тела, что является, прежде всего, следствием нерационального питания и может привести к тяжелым заболеваниям.
Среди учащихся число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12%, а по окончании 11-го класса — 94% хронически больны. Особенную тревогу вызывает то, что среди школьников увеличивается количество детей и подростков с несколькими хроническими заболеваниями.
Попыткой оздоровить обучающихся является введение элементов здоровьесберегающих технологий, которые реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В своей работе я использую три основных вида здоровьесберегающих технологий:
· санитарно-гигиенические,
· психолого-педагогические,
· физкультурно-оздоровительные.
Безусловно, применение каждой из этих технологий невозможно без учета соответствующих критериев здоровьесбережения:
· Критерии санитарно-гигиенические - это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном зале.
· К психолого-педагогическим критериям прежде всего относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
· Физкультурно-оздоровительные критерии - организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, – вот только некоторые моменты оздоровления, которым я нахожу место и время в ходе проведения занятий. Так, например, двигательные упражнения поможет расслабиться, успокоиться, снимет нервное и мышечное напряжение. Детям очень нравятся подобные упражнения, которые можно весело обыграть. На занятиях, требующих напряжения зрения, особенно полезно проводить гимнастику для глаз. Хорошо активизирует детей дыхательная гимнастика, она восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и активно включает в работу все части тела, повышая общий мышечный тонус. В своей работе я применяю: динамические паузы - дети танцуют под музыку, или активно изображают как прыгает зайчик, как едет поезд, машина и т.д.; Игры - это хороший отдых между занятиями; они снимают чувство усталости, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Можно привести пример использования здоровьесберегающей технологии на занятии
Цель: снять напряжение с глаз, мышечное и нервное напряжение; повысить общий мышечный тонус.
· Упр. 1. Спинки выпрямляем, ладошки на столе, а пальчики, как веер, слегка раскрываем. Закроем глаза и представим себя на лесной поляне. Кругом порхают разноцветные бабочки…
· Упр. 2. Открываем глаза. Посмотрим на левый мизинчик и представим, что на него села красивая бабочка, потом (следим глазами) она вспорхнула и перелетела на другой мизинчик. Перелетела обратно, но уже на безымянный; с левого безымянного – на правый…
· Упр. 3. А теперь поднимем руки вверх и представим, что на них сели еще бабочки – одна другой красивее!
· Упр.4. Слегка наклоняемся назад и любуемся ими. Затем плавно опускаем руки вниз и легонько встряхиваем кистями. Летите, бабочки!
Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии: поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления; снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.
Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах и задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья.
Дети принимают активное участие во всех видах соревнований (школьных, районных, проводимых в объединении) Для профилактики здоровья привлекаем родителей, медицинского работника. Родители очень активны. Принимают участие с удовольствием в спортивном празднике «Здоровая семья», «В гостях у Айболита», зимняя «Зарница», летняя «Зарница» «Тропинки здоровья».
Библиографический список
1. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность / Э.М. Казин [и др.] // Валеология. — 2008. — № 3.- С. 18-25.
2. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования – 2009. – № 3.