Информационные технологии в современном образовательном процессе

Гисматуллина Д.Ф. Новое поколение - новые технологии

Библиографическое описание:
Гисматуллина Д.Ф. Новое поколение - новые технологии // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

«Кто рассказывает истории, тот правит миром».

Современное поколение детей называют “Digital natives”- Диджитал поколение, совсем не случайно, ведь современные дети не расстаются ни на секунду со своим смартфоном. И перед педагогами встает актуальный вопрос, как вовлечь ученика в процесс обучения, как бороться за внимание подростков с социальными сетями Instagram и Tik-Tok?

Изучив множество современных технологий, я натолкнулась на интересное и знакомое по смыслу слово – Сторителлинг (с англ. «рассказывание историй»).

Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения.

По классификации сторителлинг делится на три вида:

Классический сторителлинг – это когда рассказчик – один, а остальные слушают.

Активный сторителлинг – когда участники сами вовлечены в процесс создания, трансформации, придумывания, делания, обсуждения.

Цифровой сторителлинг – когда всё предыдущее делаем, но с применением цифровых современных средств.

Конечно, меня как учителя информатики, больше заинтересовал цифровой сторителлинг - формат, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, инфографика и т.д.).

В чем же связь цифрового сторителлинга и увлечениями современных подростков? А в том, что большинство времени дети как раз снимают в социальных сетях «сторисы» - краткие истории о себе, о событиях, происходящих в их жизни. И данная технология позволяет нам выполнять тоже самое: создавать и придумывать истории на конкретную тему, дополняя их современными цифровыми решениями.

Цифровая история имеет свои правила:

1. Погружение в историю. Зрители/читатели должны чувствовать себя причастными к истории. Как этого добиться? Представьте несколько точек зрения, используйте прямую речь.

2. Глубокая проработка темы. Ответов на вопросы «что?», «где?», «когда?» недостаточно, история должна также отвечать на вопросы «зачем?» и «почему?». Научности может придать инфографика, комментарий специалиста и др.

3. Интерактивность. Используйте возможности цифрового формата на 100%. Дайте читателю возможность взаимодействовать с материалом: управлять инфографикой, вращать фото, комментировать и т.д.

4. Оформление. Конечно, всё должно быть структурировано. Заголовки, тематические абзацы, правильно подобранные шрифты - ни о чём нельзя забывать.

Для того, чтобы применить педагогический сторителлинг на уроках, стоит сохранить классические элементы повествования.

• Вступление. Из вступления становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.

• Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!

• Кульминация. В этой части рассказа проблема достигла пика. Слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.

• Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Историю нужно заканчивать.

Приведу примеры, как используя современные технологии, создать цифровую историю.

«Использование QR-кодов при создании цифровой истории».

Цель: изучить технологию QR-кодирования и разработать цифровую обучающую историю.

QR-код — рисунок, в котором закодирована информация. Специальный вид рисунка облегчает чтение заложенных в нем данных с помощью современных смартфонов. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.

Онлайн-сервисы для создания QR-кодов: 1) www.qrcoder.ru; 2) www.qrmania.ru/#/create/text.

1. Подберите обучающий материал для урока, объяснения или учебного проекта.

2. Откройте один из сервисов для подготовки QR-кода.

3. Пользуясь сервисом, создайте QR-код с учебной цифровой историей.

4. Разработайте фрагмент урока или учебного проекта, в который включите серию QR-кодов.

5. Смоделируйте ход проведения занятия или создания учебного проекта, включающего цифровую обучающую историю с использованием QR-кодов.

6. Подготовьтесь к публичной защите цифровой истории.

Данная технология способна оживить тему, сделать её интересной и доступной для обучающихся, удерживать внимание слушателей, упрощать сложные для восприятия вещи, а также может использоваться как инструмент проверки полученных на уроке знаний. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, на занятиях, в работе с родителями и в предоставлении педагогического опыта педагога.

Библиографический список

1. https://marketolog.mts.ru/blog/storitelling-chto-eto-i-kak-rabotaet

2. Кармин Галло. Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории, 2021. - 368 с.
2023