Библиографическое описание:
Гисматуллина Д.Ф. Новое поколение - новые технологии // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
«Кто рассказывает истории, тот правит миром».
Современное поколение детей называют “Digital natives”- Диджитал поколение, совсем не случайно, ведь современные дети не расстаются ни на секунду со своим смартфоном. И перед педагогами встает актуальный вопрос, как вовлечь ученика в процесс обучения, как бороться за внимание подростков с социальными сетями Instagram и Tik-Tok?
Изучив множество современных технологий, я натолкнулась на интересное и знакомое по смыслу слово – Сторителлинг (с англ. «рассказывание историй»).
Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения.
По классификации сторителлинг делится на три вида:
Классический сторителлинг – это когда рассказчик – один, а остальные слушают.
Активный сторителлинг – когда участники сами вовлечены в процесс создания, трансформации, придумывания, делания, обсуждения.
Цифровой сторителлинг – когда всё предыдущее делаем, но с применением цифровых современных средств.
Конечно, меня как учителя информатики, больше заинтересовал цифровой сторителлинг - формат, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, инфографика и т.д.).
В чем же связь цифрового сторителлинга и увлечениями современных подростков? А в том, что большинство времени дети как раз снимают в социальных сетях «сторисы» - краткие истории о себе, о событиях, происходящих в их жизни. И данная технология позволяет нам выполнять тоже самое: создавать и придумывать истории на конкретную тему, дополняя их современными цифровыми решениями.
Цифровая история имеет свои правила:
1. Погружение в историю. Зрители/читатели должны чувствовать себя причастными к истории. Как этого добиться? Представьте несколько точек зрения, используйте прямую речь.
2. Глубокая проработка темы. Ответов на вопросы «что?», «где?», «когда?» недостаточно, история должна также отвечать на вопросы «зачем?» и «почему?». Научности может придать инфографика, комментарий специалиста и др.
3. Интерактивность. Используйте возможности цифрового формата на 100%. Дайте читателю возможность взаимодействовать с материалом: управлять инфографикой, вращать фото, комментировать и т.д.
4. Оформление. Конечно, всё должно быть структурировано. Заголовки, тематические абзацы, правильно подобранные шрифты - ни о чём нельзя забывать.
Для того, чтобы применить педагогический сторителлинг на уроках, стоит сохранить классические элементы повествования.
• Вступление. Из вступления становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.
• Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!
• Кульминация. В этой части рассказа проблема достигла пика. Слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.
• Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Историю нужно заканчивать.
Приведу примеры, как используя современные технологии, создать цифровую историю.
«Использование QR-кодов при создании цифровой истории».
Цель: изучить технологию QR-кодирования и разработать цифровую обучающую историю.
QR-код — рисунок, в котором закодирована информация. Специальный вид рисунка облегчает чтение заложенных в нем данных с помощью современных смартфонов. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.
Онлайн-сервисы для создания QR-кодов: 1) www.qrcoder.ru; 2) www.qrmania.ru/#/create/text.
1. Подберите обучающий материал для урока, объяснения или учебного проекта.
2. Откройте один из сервисов для подготовки QR-кода.
3. Пользуясь сервисом, создайте QR-код с учебной цифровой историей.
4. Разработайте фрагмент урока или учебного проекта, в который включите серию QR-кодов.
5. Смоделируйте ход проведения занятия или создания учебного проекта, включающего цифровую обучающую историю с использованием QR-кодов.
6. Подготовьтесь к публичной защите цифровой истории.
Данная технология способна оживить тему, сделать её интересной и доступной для обучающихся, удерживать внимание слушателей, упрощать сложные для восприятия вещи, а также может использоваться как инструмент проверки полученных на уроке знаний. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, на занятиях, в работе с родителями и в предоставлении педагогического опыта педагога.
Библиографический список
1. https://marketolog.mts.ru/blog/storitelling-chto-eto-i-kak-rabotaet
2. Кармин Галло. Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории, 2021. - 368 с.
Гисматуллина Д.Ф. Новое поколение - новые технологии // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
«Кто рассказывает истории, тот правит миром».
Современное поколение детей называют “Digital natives”- Диджитал поколение, совсем не случайно, ведь современные дети не расстаются ни на секунду со своим смартфоном. И перед педагогами встает актуальный вопрос, как вовлечь ученика в процесс обучения, как бороться за внимание подростков с социальными сетями Instagram и Tik-Tok?
Изучив множество современных технологий, я натолкнулась на интересное и знакомое по смыслу слово – Сторителлинг (с англ. «рассказывание историй»).
Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения.
По классификации сторителлинг делится на три вида:
Классический сторителлинг – это когда рассказчик – один, а остальные слушают.
Активный сторителлинг – когда участники сами вовлечены в процесс создания, трансформации, придумывания, делания, обсуждения.
Цифровой сторителлинг – когда всё предыдущее делаем, но с применением цифровых современных средств.
Конечно, меня как учителя информатики, больше заинтересовал цифровой сторителлинг - формат, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг, инфографика и т.д.).
В чем же связь цифрового сторителлинга и увлечениями современных подростков? А в том, что большинство времени дети как раз снимают в социальных сетях «сторисы» - краткие истории о себе, о событиях, происходящих в их жизни. И данная технология позволяет нам выполнять тоже самое: создавать и придумывать истории на конкретную тему, дополняя их современными цифровыми решениями.
Цифровая история имеет свои правила:
1. Погружение в историю. Зрители/читатели должны чувствовать себя причастными к истории. Как этого добиться? Представьте несколько точек зрения, используйте прямую речь.
2. Глубокая проработка темы. Ответов на вопросы «что?», «где?», «когда?» недостаточно, история должна также отвечать на вопросы «зачем?» и «почему?». Научности может придать инфографика, комментарий специалиста и др.
3. Интерактивность. Используйте возможности цифрового формата на 100%. Дайте читателю возможность взаимодействовать с материалом: управлять инфографикой, вращать фото, комментировать и т.д.
4. Оформление. Конечно, всё должно быть структурировано. Заголовки, тематические абзацы, правильно подобранные шрифты - ни о чём нельзя забывать.
Для того, чтобы применить педагогический сторителлинг на уроках, стоит сохранить классические элементы повествования.
• Вступление. Из вступления становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.
• Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!
• Кульминация. В этой части рассказа проблема достигла пика. Слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.
• Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Историю нужно заканчивать.
Приведу примеры, как используя современные технологии, создать цифровую историю.
«Использование QR-кодов при создании цифровой истории».
Цель: изучить технологию QR-кодирования и разработать цифровую обучающую историю.
QR-код — рисунок, в котором закодирована информация. Специальный вид рисунка облегчает чтение заложенных в нем данных с помощью современных смартфонов. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.
Онлайн-сервисы для создания QR-кодов: 1) www.qrcoder.ru; 2) www.qrmania.ru/#/create/text.
1. Подберите обучающий материал для урока, объяснения или учебного проекта.
2. Откройте один из сервисов для подготовки QR-кода.
3. Пользуясь сервисом, создайте QR-код с учебной цифровой историей.
4. Разработайте фрагмент урока или учебного проекта, в который включите серию QR-кодов.
5. Смоделируйте ход проведения занятия или создания учебного проекта, включающего цифровую обучающую историю с использованием QR-кодов.
6. Подготовьтесь к публичной защите цифровой истории.
Данная технология способна оживить тему, сделать её интересной и доступной для обучающихся, удерживать внимание слушателей, упрощать сложные для восприятия вещи, а также может использоваться как инструмент проверки полученных на уроке знаний. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей, на занятиях, в работе с родителями и в предоставлении педагогического опыта педагога.
Библиографический список
1. https://marketolog.mts.ru/blog/storitelling-chto-eto-i-kak-rabotaet
2. Кармин Галло. Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории, 2021. - 368 с.