НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Серкина А.А., Гребенюк Е.А. Использование театрализованной деятельности в дошкольной организации как инновационной технологии взаимодействия семьи и педагогов

Библиографическое описание:
Серкина А.А., Гребенюк Е.А. Использование театрализованной деятельности в дошкольной организации как инновационной технологии взаимодействия семьи и педагогов // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос актуальности реализации технологии театрализованной деятельности в образовательном процессе. Изучается влияние театрализованных игр в процессе воспитания детей. Анализируются формы взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников посредством театрализованной деятельности.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, воспитание, взаимодействие семьи и педагогов.

В ФГОС ДО одной из задач развития, обучения и воспитания детей является взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников. Первостепенная и главная роль в воспитании ребенка отводится его семье. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а педагоги призваны помочь осуществить данную миссию.

Традиционные формы взаимодействия с семьей сегодня в новых условиях мы сочетаем с инновационными технологиями организации взаимодействия. Приходится придумывать все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные и информационные стенды, родительские клубы. Чтобы активизировать родительский потенциал, мы решили предложить родителям поучаствовать в театрализованной деятельности. Все это является новизной в союзе родителей, воспитателей и детей.

Актуальность театральной деятельности с родителями состоит в том, что она способствует развитию доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами – что является одной из основных целей внедрения Ф Г О С ДО; объединению всех в одну команду; развитию потребностей делиться друг с другом своими проблемами и решать их, а так же принятию участия в общих мероприятиях.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной действительности. Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги: А. И. Герцен считал, что театр является высшей инстанцией, для решения любых жизненных проблем. К. Д. Ушинский отмечал всю важность наблюдения за игрой дошкольников, для определения их общего и интеллектуального здоровья. Ведь пассивные, не выражающие особого интереса к игре дети требуют особого внимания со стороны взрослых.

По мнению выдающегося отечественного философа Ю. М. Лотмана, «Искусство театра является не только формой передачи жизненного опыта, но и средством общения людей друг с другом, а так, же моделью жизненных ситуаций, прорабатывая которую, человек приобретает опыт, еще не пережив их». К. С. Станиславский задумывался о том, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста. Совместный театр взрослых и детей — это театр-школа, где вся деятельность театра направлена на всестороннее развитие ребенка. Чтобы из ребенка воспитать, творческую, эстетически развитую личность, нужно начинать с самих родителей, именно поэтому к родителям предъявляется ряд требований, таких, как: артистизм, желание заниматься совместной театрализованной деятельностью с детьми, в ходе которой, приобретаются новые знания.

Одной из продуктивных и интересных форм является театрализованная деятельность, которая способствует полноценному объединению семьи и детского сада, раскрытию творческого потенциала ребенка, воспитанию творческой направленности личности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, именно благодаря ему у детей формируется художественный и эстетический вкус, нравственное воспитание и развитие коммуникативных качеств, а также развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Именно это способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности и творческого потенциала, ведь ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, а также разрешить свои внутренние конфликты.

Театрализованная, театрально – игровая деятельность имеет большое значение для развития детей. Театрально-игровая деятельность представлена в д/с кукольным театром и театрализованными играми. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: это и художественное слово, и наглядный образ, и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок.

Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра. Перед началом театральной деятельности проводится предварительная работа: индивидуальные беседы о значимости театральной деятельности в жизни ребенка, консультации «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Мир театра», «Театр дома» и др., о влияние театра на развитие ребенка.

Совместная домашняя деятельность родителей и детей способствовала пополнению кукольного театра новыми героями (бабушка, лиса, медведь и др.). Подводя итог, говорим о том, что театрализованная деятельность способствует полноценному объединению семьи и детского сада, раскрытию творческого потенциала ребенка, воспитанию творческой направленности личности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка.

Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников через театрализованную деятельность и привлекать родителей, т.к. именно семья обеспечит полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию в обществе.

Список литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.

2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей / Н.С. Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников. М., 1972. С. 8-16.

3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
2023