Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Майнагашева Э.К. Роль внеурочной деятельности в обучении хакасскому языку и литературе

Библиографическое описание:
Майнагашева Э.К. Роль внеурочной деятельности в обучении хакасскому языку и литературе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.

Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У каждого народа есть свои уникальные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа, поэтому родной язык – это предмет для настоящей гордости. Мы гордимся своим языком и хотим, чтобы он стал понятным и близким нашим детям.

Внеурочная деятельность по хакасскому языку – составная часть учебно-воспитательного процесса МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1». За годы работы в школе сложилась система внеурочной деятельности по предмету, которая является одной из главных форм, направленных на повышение мотивации при изучении хакасского языка и литературы. Внеклассная работа (функционирование клуба «Ах тасхыл», реализация проекта «Чир-суум унi», выпуск литературно-публицистического альманаха «Ине тiлi», детский сайт «Таштып чайаачылары», дополнительные занятия, предметные недели и др.) вызывает большой интерес и активность учащихся МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1», развивает творческие способности каждого ребенка, раскрывает их личностный потенциал.

С учётом межпредметных связей внеурочная деятельность по родному языку проводится не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе обогащает внеклассную работу по хакасскому языку и хакасской литературе, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

В МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1» создано поликультурное пространство, в котором ученик любой национальности имеет возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с произведениями литературы, изучить традиции и обычаи хакасского народа. Создание такого развивающего пространства стало возможным благодаря реализации проекта «Чир-суум унi», целью которого является создание школьной среды, развивающей интерес к хакасскому языку как языку повседневного общения.

Задачи проекта:

- обогатить и активизировать словарный запас учащихся, носителей родного языка;

- привлечь внимание сверстников к изучению хакасского языка;

- познакомиться с культурой, традициями и обычаями.

Результатами реализации данного проекта являются проведение экскурсий, мастер-классов, круглых столов, фестивалей, праздников.

Так, например, при проведении муниципального фестиваля «Родной язык – душа моя, мой мир», посвященного юбилею И.М. Штыгашева, первого шорского писателя, просветителя, учителя, лингвиста, переводчика, священника, участие приняли все образовательные организации Таштыпского района. После визитки команд школы по жеребьевке представляли литературно-музыкальную постановку с элементами театрализации «Великий сын земли Хакасской». Участники представили авторскую композицию, посвященную жизни и деятельности Ивана Матвеевича Штыгашева. Защита буклетов «Великий был предок по делам своим», фотоконкурс «Родная моя сторона», экспозиция прикладного искусства «В мастерской народа», конкурс «Мелодии предков», конкурс красноречия не оставили никого равнодушным.

В реализации проекта «Чир-суум унi» предусмотрено обязательное оформление выставки творческих работ обучающихся, оформление стендов.

На протяжении нескольких лет эффективно действует клуб «Ах тасхыл». Основной целью клуба является приобщение детей к культуре родного края, любви к родному языку, сохранение традиций и обычаев хакасского народа, знакомство с трудами ученых, новинками произведений хакасских поэтов и писателей.

В рамках республиканской декады «Родной язык в нашей школе», посвященной Году хакасского языка в Республике Хакасия проведены значимые мероприятия:

- мероприятия, посвященные Дню хакасского языка;

- мероприятия ко Дню родного языка;

- участие в республиканском конкурсе «Ине тiлi»;

- участие в муниципальном фестивале творчества;

- участие в конкурсе чтецов «Родное слово – живое слово».

Вызывают интерес у обучающихся встречи с хакасскими писателями, поэтами, композиторами, учеными, бардами, проводимые в нашей школе. Так дорогими гостями являются известные люди республики: Илья Топоев, Анатолий Султреков, Галина Казачинова, Валентина Шулбаева, Алевтина Курбижекова, Нина Майнагашева, Олег Токояков и многие другие. Сотрудничество с Домом литераторов, встречи с писателями (И.Топоев, А.Султреков, Сибдей Том) позволяет учащимся познакомиться с новинками хакасской литературы.

Особенно ценны мастер-классы поэтессы Галины Казачиновой, писателей и поэтов Ильи Топоева, Анатолия Султрекова, Сибдея Тома, которые способствуют развитию интереса и любви к поэзии и прозе, обеспечивает диалог между произведением искусства и учеником. Таким образом, обучающиеся учатся анализировать поэтические художественные произведения, создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты, развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Традиционными стали встречи с писателями, поэтами не только на школьном, но и на муниципальном уровне. Так Год хакасского языка открыли в Таштыпском районе знаменательной встречей с известными хакасскими писателями Анатолием Султрековым, Ильей Топоевым, Сибдеем Томом. Но прежде можно было оценить выступления школьников и преподавателей из школ и детских садов района по произведениям писателей Хакасии на родном языке. Учащиеся Верх-Таштыпской, Большесейской Таштыпской школы-интернат №1 подготовили инсценирование из произведений В.Г. Шулбаевой («Чуртас – ол хыныс», «Сыын мÿÿзi» и др.).

Детский сад «Солнышко» тоже разыграл целое представление по мотивам пьесы Ильи Топоева «Заяц лисе не друг».

Одна из творческих встреч с писателем, поэтом, музыкантом Сибдеем Томом прошла не только на школьном, но и муниципальном уровне. Учащиеся со всех школ Таштыпского района познакомились не только с творчеством Сибдея Тома, но и сами прочитали стихотоврения поэта.

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова функционирует поэтический кружок «Хара суучах» – «Родничок».

Данное направление работы позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Работа кружка реализуется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия проводятся в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, писателями, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Учащиеся на заседаниях кружка учатся работать со словом, знакомятся с литературными терминами, выполняют творческие задания, способствующие пониманию содержания стихотворений, открывают тайны поэтического мастерства, углубляют теоретические знания по теории литературы, знакомятся с писателями и поэтами родного края, чье творчество связано с нашим Таштыпским районом и республикой Хакасией.

Продуктом деятельности кружка «Хара суучах» является литературно-публицистический альманах «Ине тiлi». Выпуск литературно-публицистического журнала главной задачей ставит пропаганду изучения родного языка и знание традиций и обычаев хакасского народа учащимися. Первый номер «Ине тiлi» был опубликован в 2005 году. Учащиеся и учителя нашей школы присоединились к республиканскому движению «Ине тiлi» в целях активной плодотворной работы по сохранению родного языка. Каждый выпуск посвящается определенной теме («Хакас литературазынын тостегчiлерi» – «Основоположники хакасской литературы», «Артыхтаy артых, сbлbгдеy сbлbг пу чир eстeнде – bxе омазы» – «Самый дорогой человек на свете – мама», «Ине тiлi – чоннын худы» – «Родной язык – душа народа», «Парук оолахтын илбек чуртазы» - «Жизнь и творчество Н.Г. Доможакова – поэта, писателя, ученого» и др. И в рубрике «Пiстiн чайаачыбыс» – «Наше творчество» печатаются творческие работы учащихся: небольшие рассказы, сказки, тахпахи, стихотворения, сочинения, эссе, публицистические статьи, викторины, тесты на хакасском и русском языках, а также поисково-исследовательские работы.

Работа над журналом – это также предоставление учащимся возможности знакомства с профессией журналиста, развитие творческого мышления, диалогового общения.

Лучшие творческие работы учащихся из школьного журнала печатаются в муниципальной газете «Земля Таштыпская», в республиканской газете «Хабар» в приложении «Хола пыргычах», в изданиях республиканского журнала «Тигiр хуры». Имеет место участие школьников в творческих литературных конкурсах разного уровня: в муниципальном конкурсе Центральной детской библиотеки «Письмо ровеснику. Я хочу рассказать о книге» Канзычакова Диана стала победителем; в федеральном конкурсе «Весеннее настроение» в номинации «Авторское стихотворение» творческие работы на русском языке Кулумаевой Юлии, Шулбаевой Дианы удостоены дипломами 3 степени, Кравец Светланы – 2 степени.

Некоторые материалы литературно-публицистического альманаха используются и на уроках по развитию речи хакасского и русского языков.

Сказанное выше позволяет говорить о высокой результативности внеклассной работы учителя, она направлена на формирование ценностного отношения к хакасскому языку как части духовного наследия, устойчивого интереса у школьников к культурному наследию народа и родного края. Таким образом, миссия учителя заключается в создании благоприятных условий для всемерной поддержки и развития хакасского языка и литературы.

Библиографический список

1. Мамышева Н.А. Изучение языковых единиц с этнокультурным содержанием на основе метода проектов / Абакан: Издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК», «РОСА», 2013. – 101 с.

2. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
2023