Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Малыгина О.А. Повышение качества образования через педагогическое сопровождение студентов вуза

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Аннотация

актуальность, цель, метод исследования и итоговый результат В статье рассматривается, что процесс педагогического сопровождения оказывает своевременное содействие и поддержку студенту вуза в профессиональном и личностном становлении, учит его самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, способствуя тем самым повышению качества образовательного процесса.

Ключевые слова:

специалист, педагогические сопровождение, качество образования, самосовершенствование, технология, профессиональное становление личности.
Актуальность проблемы повышения качества образования обусловлена социокультурными изменениями в современном обществе. Качество образования –сложная категория, которая имеет социально-системное, культурное, национальное, педагогическое, личностное измерения. Чтобы осуществить качественную индивидуализацию обучения, необходимо использовать педагогические технологии, которые содействуют продуктивному взаимодействию субъектов обучения и оказывают поддержку обучающемуся [2, с.124]. Таким образом, важной задачей вуза является повышение качества образовательного процесса, обучение квалифицированных, конкурентоспособных специалистов, способных работать в профессии на уровне мировых стандартов.
Важность повышения качества образования зафиксирована в Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.) [8]. Включение в образовательный процесс вуза педагогического сопровождения способствует развитию профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, личностных качеств обучающегося. Педагогическое сопровождение – это спланированная деятельность, которая предполагает помощь в преодолении трудностей в образовательном процессе; это совместные действия, взаимодействие; создание условий для развития субъектов (обучающийся, родители, преподаватели); это ориентация на будущее и настоящее. С точки зрения А.К. Марковой, структура педагогического сопровождения имеет общие признаки, такие как [4, с.116]: ориентация на гуманистический и антропологический подходы; командная работа специалистов разных профилей и т. д. В.Ж. Резвецов, исследующий педагогическое сопровождение, считает, что необходимыми элементами данного процесса являются: диагностирование, консультирование; системный анализ проблемных ситуаций; координация всех функций и т. д. [5, c.78]
По мнению Ю.В. Слюсарева, педагогическое сопровождение должно быть направлено на создание условий для принятия субъектом развития многосторонних решений в ситуациях жизненного выбора, в процессе взаимодействия преподавателя и обучающегося [7, с.22]. Исходя из данного определения, субъекту развития представляется самостоятельность в плане принятия решения о необходимости ему помощи. Создание условий предполагает свободу выбора субъектом развития того или иного пути решения возникшей проблемы. Основная идея – «стимулирование студента к повышению уровня самомотивации, развитию эмоционально-волевой сферы и развитию в целом». [9, c.12]
Процесс педагогического сопровождения направлен на решение проблем, связанных с самореализацией студента, которые могут быть не характерны для периода обучения. Педагогическое сопровождение осуществляет следующие функции: диагностическую, личностно-развивающую, образовательную, воспитывающую, развивающую, которые взаимосвязаны между собой. Серебрякова И.В. [6, c.131] отмечает необходимость педагогического сопровождения как целостного процесса формирования и коррекции профессионального становления личности.
В ходе профессионально-личностного становления развитие молодых людей соединяется в единый процесс с формированием профессионализма, что позволяет выпускникам вуза быть конкурентоспособными специалистами [1, c.19]. Таким образом, данный процесс можно считать многоуровневым взаимодействием. Педагогическое сопровождение направлено на позитивное изменение отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, содействует повышению качества образования. Сущность педагогического сопровождения рассматриваем как деятельность преподавателя по созданию педагогических условий для развития студента в процессе реализации образовательных программ. Включение педагогического сопровождения в систему образования вуза актуально, т.к. сегодня важно развивать творческое, критическое мышление, готовность к проявлению инициативы и творческого подхода в будущей профессиональной деятельности. [3, c.51.]
Таким образом, содержание педагогического сопровождения направлено на освоение компетенций, определенных в государственных стандартах. Решение задачи повышения качества современного образования возможно при разработке и внедрении инновационных технологий в образовательный процесс, содействующих нравственному, профессиональному становлению, созданию условий для саморазвития и реализации студентов вуза.

Список использованной литературы:

1.       Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: «Индрик», 2007. - 416 с.
2.       Беспалова Елена Павловна. Индивидуализация и дифференциация обучения технологии в основной общеобразовательной школе: Дисс.... канд. пед.наук: 13.00.02.: СПб, 2009.- 240 с.
3.       Гущина Г.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося // Педагогика: научно-теоретический журнал.: М., 2012, № 2.- С.50-57.
4.       Маркова А.К. Психология профессионализма.: М., 1996.- 308 с.
5.       Резвецов В.Ж. Комплексная диагностика в педагогическом процессе как средство реализации личностно-ориентированного подхода: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Ярославль, 2003.- 226 c.
6.       Серебрякова И.В. Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения (На примере образовательной системы г. Сургута): Дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 2005.- 229 с.
7.       Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. … канд. психол. наук.: СПб., 1992.- 22 с.
8.       Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2018 года) [Электронный документ]-режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 01.12.2018)
9.       Ярая Т.А. Сопровождение и поддержка детей и молодежи с особыми потребностями в учебных заведениях: психологический аспект.: Ялта: Визави, 2015.- 44 с.

© О.А.Малыгина, 2019

2019