Никитенко Н.И., Четверикова А.И. Программа внеурочной деятельности для 2 класса "Читаем, решаем, живём"
Библиографическое описание: Никитенко Н.И., Четверикова А.И. Программа внеурочной деятельности для 2 класса "Читаем, решаем, живём" // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.
Курс внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём» во втором классе начальной школы построен по модульному принципу и включает, в качестве модулей, две программы: программу внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности и программу внеурочной деятельности по формированию математической функциональной грамотности. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной рабочей программы «Математика» и примерной рабочей программы «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций). Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю), реализуется в рамках общеобразовательного направления внеурочной деятельности.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач: формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; находить и извлекать информацию из различных текстов; применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение»; определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт;высказывать обоснованные математические суждения; приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Для реализации программы данной внеурочной деятельности используются следующие формы проведения занятий: беседы, конкурсы, круглые столы, бессюжетные игры, занимательные игры, викторины, КВН, брей - ринги, выполнение и защита проектов.
Содержание программы
«Читательская грамотность»
1. Кто наши друзья? (4 часа)
Какой характер у персидского кота? Пинчеру нужна забота. Почему хомяка зовут грызя? Мой пернатый друг.
2. Кто живёт рядом с нами? (7 часов)
Удивительная лошадь. Когда ёж выходит на охоту? Ловись, карась, и большой, и маленький! Как живет ласка? Зачем ящерице хвост? У вороны ума палата. В траве сидел кузнечик.
3.Что растёт рядом с нами? (3часа)
Одуванчик – солнечный цветок. Почему лук репчатый? Что спрятано в луковице?
4. В какой природе мы живём? (3 часа)
Много ли воды на планете? Кто построил разноцветный мост? Какие бывают камни?
«Математическая грамотность»
1. Кто наши друзья? (4 часа)
Сколько кошек нужно для счастья? Какое время указывают собаки? Хомячок считает витаминки. Сколько слов знает попугай?
2. Кто живёт рядом с нами? (7 часов)
Сосчитаем лошадей в конюшне. Сколько иголок у ежа? Много ли рыбы в реке? Какого размера ласка? Сколько раз ящерица может отбросить хвост? Сколько птенцов у вороны? Когда просыпается кузнечик?
3.Что растёт рядом с нами? (3часа)
Сколько шляпок у одуванчика? Почему у луковицы сто одёжек? Сколько цветков у гиацинта?
4. В какой природе мы живём? (3 часа)
Много ли воды на планете? Сколько капель воды в радуге? Какой камень самый большой?
Планируемые результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности
«Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) у обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное произведение; осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка); различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев; понимать, что чтение дает человеку свободу – заниматься самому, выбирать книгу по собственному желанию, не занимать время других.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру; устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов различных жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и самоконтроля:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат
Предметные результаты:
понимать содержание, смысл прочитанного произведения; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
описывать характер героя, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации, в соответствии с учебной задачей.
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность) у обучающихся будут сформированы
Личностные результаты:
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для решения учебных и жизненных задач в повседневной жизни; применять правила совместной деятельности со сверстниками, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; оценивать свои успехи в изучении математики; стремиться углублять свои математические знания и умения.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; находить и использовать для решения учебных задач текстовую графическую информацию в разных источниках информационной среды: читать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст)
Коммуникативные учебные действия:
конструировать утверждения; строить логическое суждение; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, проявлять этику общения.
Регулятивные учебные действия самоорганизации, самоконтроля, самооценки:
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы; согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий
Предметные результаты:
сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин, изучаемых в рамках систематического курса математики; решать текстовые задачи в одно-два действия; планировать ход решения текстовой задачи в два действия;
на бумаге в клетку изображать простейшие построения; выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; проверять правильность вычислений.
Тематическое планирование.
№
Разделы
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Всего часов
1
Кто наши друзья?
4
4
8
2
Кто живёт рядом с нами?
7
7
14
3
Что растёт рядом с нами?
3
3
6
4
В какой природе мы живём?
3
3
6
ИТОГО
17
17
34
Библиографический список
1.Читательская и Математическая грамотность2 класс: Пособие для учителя / Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общей редакцией Т.И. Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2022. - 25с.
2. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.С. Ковалёва и др.] под ред.; Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – 2-е изд. – М. СПб: Просвещение, 2021. 79 с.: ил. – Функциональная грамотность. Учимся для жизни
3. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразовательных организаций. в 2-х ч. Ч. 1 / [Г.С. Ковалёва и др.] под ред.; Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. – 2-е изд. – М. СПб: Просвещение, 2021. 63 с.: ил. – Функциональная грамотность. Учимся для жизни.