Цель: формирование представлений о том, что такое «деревня», сборе урожая осенью Задачи: рассказать детям, что такое деревня; Выяснить, чем бабушка занимается в деревне; Узнать какой урожай собирают осенью в деревне; Воспитывать уважение к взрослым, их труду.
Ход деятельности
Педагог показывает детям букет осенних листьев и корзину с урожаем. Педагог: Ребята, какое у нас сейчас время года? Как вы догадались? (Листья желтеют и опадают, идет дождь, похолодало, тучи). Если дети затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами, побуждая к речевой активности. Педагог читает стихотворение. Поглядите: за окном Листья сыплются дождем! На прогулку мы пойдем Их в букеты соберем. Желтые и красные Все такие разные! Осень замечательная, яркая, красочная пора! А еще осенью люди трудятся и собирают урожай! Ребята, а вы часто бываете в гостях у своих бабушек? Чем они занимаются? А вы хотите, отправится в гости к моей бабушке? Она живет в деревне. Там очень красиво! Вы знаете, что такое «деревня»? Деревня – это небольшое поселение, которое включает в себя несколько десятков домов, где люди занимаются сельским хозяйством, разведением домашних животных, рыболовством и прочими видами ремесла. Многие люди ценят ее, как место, где можно отдохнуть, насладиться покоем и тишиной. Как же нам добраться до нее? Как вы думаете? Предлагаю отправиться на автобусе. Так как на самолете конечно быстрее, но в деревни они пока не летают… Дети доезжают на «автобусе» до деревни. Педагог сообщает: В деревне сейчас раннее утро… Но бабуля моя уже не спит! Очень много у нее дел и забот. Включается аудио запись «Ку –ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Педагог: Ребята, а вы догадались, кто это уже тоже проснулся?(Петух) Педагог показывает детям петушка и говорит: (можно использовать Би-Ба-Бо, вязанный пальчиковый театр, или изображение петушка) Я - веселый петушок. У меня есть гребешок! Встаю рано на заре И пою вам громко «ку-ку-ре-ку»! Хороша вокруг земля! Просыпайтесь! Не зевайте! В школу, садик собирайтесь! Или в поле, огород! Трудится ведь весь народ! Педагог обращается к петушку Педагог: Здравствуй, Петя, Петушок! Очень рады мы тебя видеть! А где же моя бабуля? Чем она же занята с утра? Петушок: Забот, хлопот в деревне много. В огород она спешила и туда же удалилась! Поспешите скорее, и найдете там ее без труда! Дети отправляются на «огород» (В качестве огороде можно использовать как настоящий, расположенный на территории детского сада, так и полотно ткани темного цвета (огород), и разложенные на нем овощи) На огороде детей встречает Бабушка. Бабушка: Здравствуйте, мои хорошие! За бабулей соскучились в гости приехали? (Да) Педагог: Здравствуй, бабушка! Чем ты тут занимаешься? Бабушка: А я вот времени даром не теряю и урожай потихоньку прибираю. Педагог: Бабушка, а давай мы с ребятами тебе поможем! Месте и быстрей и веселей! Динамическая пауза «Огород». В огород мы пойдем, урожай соберем. (ходьба по кругу) Мы моркови натаскаем, натаскаем, натаскаем, (наклоняются и имитируют «таскание» морковки). И картошки накопаем, накопаем, накопаем, («копают»). Срежем мы кочан капусты (присаживаются на корточки и «срезают»). Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза) Щавеля нарвем немножко («рвут») И вернемся по дорожке. (шаги на месте) П/и «Собираем урожай». Дети берут в руки корзинки и идут собирать урожай. Педагог: Посмотрите, ребята, какие овощи вы собрали с огорода? (Дети называют овощи: картошка, помидоры, огурцы, морковка, свекла, тыква) Как можно назвать все овощи, которые мы собрали на огороде? (Урожай) Бабушка: Спасибо вам большое, ребята, что помогли собрать урожай! Педагог: Наши ребята, бабушка, с удовольствием тебе помогли! Может быть тебе еще что –то нужно помочь? Бабушка: Ох, внучата, не успела я еще своих животных накормить. А их у меня много! И корова с теленком, и свинья с поросятами, курочки, уточки. И конечно моя ласковая кошка Мурка и собака Полкан! Вот какое у меня хозяйство! Педагог: Не переживай, бабушка. Наши ребята сейчас накормят всех животных! Д /и «Накорми домашних животных». Дети подбирают картинки с нужным кормом для каждого животного. Педагог: Вот мы и накормили всех! Бабушка: Спасибо вам большое, ребята, за то, что помогли накормить мое хозяйство! Педагог: Ребята, что мы с вами увидели у бабушки в деревне? Чем она занималась? Как мы ей помогли? Педагог: Здорово у бабушки в деревне, но нам пора возвращаться! Бабушка: Подождите, подождите! А как же гостинцы! Вот, я вам собрала целую корзину! А корзина моя не простая…В ней только польза и витамины, кушайте, здоровья и сил набирайтесь! (Бабушка вручает детям корзину с фруктами и овощами) Педагог: До свидания, бабушка! До новых встреч!