В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении. Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей? В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители. Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений. Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте. Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Сущность нравственного воспитания: воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания. Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного, школьного или иного окружения. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы не расходилось слово с делом. В свою очередь школа вносит свой посильный вклад в формирование нравственной личности. Очень часто именно в классе в общении с одноклассниками, учителями, во время участия в различных мероприятиях детям приходится демонстрировать основы нравственного поведения. Современная педагогика и психология позволяет нам, опираясь на собственный опыт и используя научные знания попробовать сформулировать некоторые основы нравственного воспитания. Давайте вместе на практике, разбирая педагогические ситуации, попробуем сформулировать определённые правила воспитания. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта? 1 ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация? 2 ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства. СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама у неё были неприятности на работе. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Девочка обиделась и ушла в свою комнату. О каком правиле забыла мама? ЗАКОН №3: Ребёнок нуждается в ласке, похвале. СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи? 4 ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу. СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста? 5 ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей. Таких законов существует достаточно много. Каждая семья создаёт свои собственные законы нравственного поведения. Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины». Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное и школьное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся. Принципы взаимодействия: Взаимное уважение и доверие. Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху. Верить в творческие силы ребёнка. Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.