Исследовательская и проектная деятельность

Колганова О.С., Власкина Г.В. Мастер-класс «По дороге в сказку»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)


Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Развитие самостоятельного детского творчества, поддержка инициативы детей – одна из основных задач работы с детьми дошкольного возраста. В результате продуктивных видов деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт творческого характера. Новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важной особенностью творчества ребенка дошкольного возраста.
    Для решения творческих задач и поддержки детской инициативы нами был разработан стеклянный мольберт, с помощью которого мы решаем множество задач, а самое главное – эмоционально – положительный отклик у наших воспитанников.
Исходя из выше перечисленного, с детьми проводиться комплексная работа, в рамках инновационной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисунки на стекле). Образовательная Деятельность рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе группы. Работа направлена на то, чтобы дети, используя средства нетрадиционной работы по изобразительной деятельности, расширяли свои представления о вариантах творческой работы, приобщались к искусству и формировали чувство вкуса. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна

Новизна данной методической разработки заключается в построении новой модели применения стеклянного мольберта. Имеющиеся по данному направлению материалы отражают технические приемы применения стеклянного мольберта.  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить кляксы и получать забавный рисунок.

Гипотеза

Если для реализации проекта будут созданы психолого - педагогические условия и развивающая предметно - пространственная среда, в полном мере соответствующие требованиям ФГОС ДО, то художественно - творческие способности детей и их композиционные умения будут совершенствоваться и соответственно, будет прослеживаться положительная динамика их развития.

Рекомендации по использованию стеклянного планшета

· Работа проводится в индивидуальной форме с одним ребенком, либо с парой детей под руководством педагога;
· Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки;
· Зрительная  гимнастика для снятия напряжения;
· Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Цель

· Формирование устойчивого интереса к художественной деятельности детей.
· Развитие творчества у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
· Научить детей новому способу передачи изображения

Задачи

Развивающие:
Создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей; 
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.
- Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Практическая значимость

Данное методическое пособие «Стеклянный мольберт» в работе детского сада может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений в различных формах организации образовательного процесса, как в целом виде, так и отдельные ее части. План работы содержит не только перечень заданий, но и описание приемов работы.

Ожидаемые результаты

·        Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
·        Расширение и обогащение художественного опыта.
·        Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
·        Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук
·        Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
·        Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
·        Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
·        Развитие креативности.
·         Индивидуальный «почерк» детской продукции.
·        Способность к активному усвоению художественного опыта.
·        Развитие общей ручной умелости.
·        Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств, для создания художественного образа.
·           Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
·                Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
·                 Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта результатов детского творчества.
    «Прозрачный мольберт» – это дидактический материал, для рисования и развития пространственного мышления, логики. Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, каждый ребенок получает возможность эмоционального развития, установить непосредственный контакт с окружающим миром. На мольберте можно не только рисовать гуашью, но и лепить из пластилина.
Рисование пальцами и ладошкой.
    Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! 
Штампы и печати. 
    Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря им ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
Поролоновые рисунки. 
    Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). 
Метод монотопии.
    Это изображение на целлофане, которое переносится на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.
Рисунок плюс. 
    Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
Витражная роспись
    Показать рисунок. Уточнить форму, цвет, размер. Затем объяснить порядок действий. Закрепить рисунок с обратной стороны стекла, выложить контур рисунка при помощи пластилина, раскатанного тонкой колбаской, закрасить пустое пространство красками. Таким образом, дети учатся заполнять форму в соответствии с контуром, использовать совмещать материалы.
Материалы: Бумага формата А3, пластилин, гуашь, кисти разных номеров, баночка для воды, маркер чёрного цвета простой карандаш, палитра, салфетки.
Предварительная работа: Беседа о создании витражной композиции при помощи пластилина, гуашевых красок, просмотр иллюстраций на данную тему.
    За мольбертом легко ухаживать. Прозрачный арт-мольберт выполнен из натурального дерева и стекла, имеет широкие устойчивые ножки-опоры, является переносным, может располагаться как на полу, так и на столе или других рабочих поверхностях. Может быть, применим на улице и на детском прогулочном участке. Для работы с прозрачным мольбертом используются гуашь и пальчиковые краски. При работе с прозрачным мольбертом необходимо специально защищать рабочую поверхность, на которой располагается мольберт специальной клеенкой. Стекло – уникальный материал, оно прозрачно, легко очищается прямо в процессе работы. Стекло не впитывает краску, что дает важный эффект – сиюминутность, временность, отсутствие постоянства. Это как тренировка – игра, как возможность изменений, как возможность исправления ошибок «здесь и сейчас», без переживаний и угрызений совести. Этого нет в реальной жизни, но есть возможность попробовать и извлечь необходимые, собственные уроки.
При работе с мольбертом отмечается:
- Динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях.
- Повышение устойчивости Внимания детей,
- Улучшение принятия и понимания простых устных инструкций, повышается самоконтроль.
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
- Частота проявления успехов детей в развитии речевой функции; пополняется активный и пассивный словарный запас.
Занятия живописью на стекле – прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующие развитию и коммуникативных навыков. Чтобы повысить заинтересованность ребенка, можно использовать игровые и словесные приемы: читать стихотворения, петь песенки, загадывать загадки, вызывать тем самым положительные эмоциональные чувства. Элементы игры, используемые педагогом во время занятий, способствует формированию у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, развитию его личностных качеств. Взрослому следует постоянно контролировать процесс, используя при необходимости замечания, советы, указания, напоминания, но не лишая детей творческой инициативы.
    Пособие «Прозрачный мольберт» прекрасно подходит для обогащения сенсорного опыта ребенка, приобретения навыков исследовательской и творческой деятельности.

Методическое обеспечение

1.     Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
2.     А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».
3.     Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
4.     Комарова Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду»
5.     Арт-терапия – новые горизонты/ Под ред. А.И. Копытина. – М.: - Когито-Центр, 2006.
6.      Глибина Е.Л., Шевченко И.А. Рекомендации по развивающей и арт-терапевтической работе с прозрачным мольбертом: методическое руководство
7.     Е.Л. Глибина, И.А. Шевченко. – СПб.
Приложение
Размеры планшета составляют: ширина – 74 см; высота – 53см



Подготовительный этап: Беседа, выбор рисунка и технике исполнения. Подготовка художественного материала.






Ход работы: создание композиции.



Завершающий этап

2022