НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ховина М. Е. Формирование конструктивных способов взаимодействия у старших дошкольников через игры-драматизации

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


 Принято считать, что детство – радостный и беззаботный период в жизни ребёнка. Но нельзя забывать, что это напряженное время стремительного роста и развития. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Дошкольное детство – это сензитивный период развития многих психических функций. Как отмечает М.И.Лисина, в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми: ситуативно- личностное, ситуативно- деловое, внеситуативно- познавательное, внеситуативно- личностное.
Одним из приоритетных направлений в формировании преуспевающей личности является развитие речи, а именно умение построить конструктивный диалог с собеседником. От того, какой практический опыт общения приобретёт ребёнок в детском саду, будет зависеть, как он будет строить взаимоотношения с людьми в дальнейшем. Однако, последнее время всё чаще встречаются нарушения речевого развития у детей, которые рассматриваются как нарушения конструктивных способов взаимодействия с окружающими. Неумение вступать в контакт со сверстниками, устанавливать с ним доброжелательное взаимоотношения приводят к блокированию потребности в общении.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, в качестве способа воздействия на детей, для развития общения привлекаются театральные средства, а именно игры-драматизации, стимулирующие у ребёнка формирование диалогической речи. В играх-драматизациях принцип «учись играя» проявляется наиболее полно и ярко.
При организации игр-драматизаций стоит задача учить детей ориентироваться в проблемных и конфликтных ситуациях, а также в процессе игр создать условия для усвоения способов взаимодействия со сверстниками. Особенность игр-драматизаций заключается в одномоментности развития различных интегративных качеств ребёнка: эмоциональной отзывчивости, коммуникативности, способности управлять своим поведением и планировать свои действия, решать личностные задачи адекватные возрасту. Исполняемые роли ставят перед ребёнком проблему изъясниться так, чтобы его речь была понятна оппоненту, была чёткой, ясной, выразительной.
Система работы по формированию конструктивных способов взаимодействия направлена, прежде всего, на развитие личного потенциала ребёнка. Выбор такого пути работы с детьми позволяет комплексно решить ряд воспитательных, коррекционных и образовательных задач, а именно: развитие и коррекцию разных сторон речи детей, развитие воображения и фантазии, формирование произвольности поведения.
Анализ современных практических материалов работы таких специалистов, как Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой, Т.И.Петровой позволяет составить систему работы по формированию конструктивных способов взаимодействия старших дошкольников в процессе игр- драматизаций.
Целью последовательно реализуемых приёмов работы становится эффективное формирование социально-коммуникативной компетенции у детей, позволяющей им в готовности решать задачи общения и сотрудничества, проявляя взаимопонимание во взаимоотношениях со сверстниками.
Система работы включает в себя несколько этапов:
Конструктивный, задачи которого включают изучение представлений старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками, выявление у них актёрских умений.
Мотивационный, который направлен на поддерживание у детей живого интереса к игре - драматизации, пополнение словаря лексикой, способствующей строить конструктивный диалог. На этом этапе дети осваивают игры- пантомимы, направленные на умение ребёнка выразить героя движением, мимикой и эмоциями, заучивают и разыгрывают диалоги малых фольклорных форм.
Практический этап позволяет обучить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение героев в играх- драматизациях, формирует выразительные средства речи. На этом этапе дети осваивают игры на овладение эффективными способами общения, игры – примирения, мини- сценки, эмоционально- образные этюды.
Творческий этап работы развивает умение строить конструктивный диалог через согласование своих действий с действиями собеседника, позволяет создавать драматизации по собственному замыслу.
Планирование работы осуществляется во всех образовательных областях и проходит все виды организации детской деятельности от совместной деятельности со взрослым к совместной деятельности со сверстниками и становится самостоятельной.
В результате планомерной работы по формированию у детей конструктивных способов взаимодействия с использованием игр – драматизаций речь у детей становится более связной, выразительной, обогащается словарный запас. Уровень коммуникативных способностей – выше. Дети овладевают невербальными средствами общения (мимикой, жестами движениями), кроме того использование игр-драматизаций оказывает большое влияние на формирование синтаксической структуры детских высказываний.

Библиографический список

М,И.Лисина. Проблемы оттогенеза общения Владос, 2006 г
Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду- «Школа Пресса» 2004г
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. - СПб.:Каро, 2007.
Деркунская В.А., Рындина А.Г. Диагностика педагогического взаимодействия со старшими дошкольниками.// Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие - СПб, 2008
2020