Библиографическое описание:
Карасёва М.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
«Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».
Д. Родари«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Очень важно развивать творчество детей через сказку.
Что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Нужно постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Во время знакомства ребёнка со сказкой ставится две задачи:
· понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;
· помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для решения этих задач хорошо устроить в группе уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок. В сказочном уголке полумрак, загораются разноцветные огоньки, звучит тихая музыка. Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
· наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
· создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его
творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.
В играх-драматизациях лучше использовать сказки постепенно, поэтапно:
· Этап 1 - Знакомство детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,
рассматривание иллюстраций). Можно местом знакомства со сказкой сделать «Русскую горницу». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитыми рушниками создадут атмосферу старины. Дети не только познакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, лучше представят себе события сказки.
· Этап 2 - Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
· Этап 3 - Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
· Этап 4 - Разыгрывание сюжета сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, воспитатель знакомит детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол - бибабо, на коврографе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество, развивают речевую активность. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы.
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески, не боятся высказывать собственные предположения. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Карасёва М.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
«Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».
Д. Родари«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
Очень важно развивать творчество детей через сказку.
Что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Нужно постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.
Во время знакомства ребёнка со сказкой ставится две задачи:
· понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;
· помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.
Для решения этих задач хорошо устроить в группе уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок. В сказочном уголке полумрак, загораются разноцветные огоньки, звучит тихая музыка. Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:
· наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;
· создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его
творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.
В играх-драматизациях лучше использовать сказки постепенно, поэтапно:
· Этап 1 - Знакомство детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,
рассматривание иллюстраций). Можно местом знакомства со сказкой сделать «Русскую горницу». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитыми рушниками создадут атмосферу старины. Дети не только познакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, лучше представят себе события сказки.
· Этап 2 - Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
· Этап 3 - Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
· Этап 4 - Разыгрывание сюжета сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, воспитатель знакомит детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол - бибабо, на коврографе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество, развивают речевую активность. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы.
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески, не боятся высказывать собственные предположения. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.