НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карасёва М.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку

Библиографическое описание:

Карасёва М.В. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

«Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».

Д. Родари«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Очень важно развивать творчество детей через сказку.

Что же такое «творческие способности»? Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Нужно постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки.

Во время знакомства ребёнка со сказкой ставится две задачи:

· понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны;

· помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.

Для решения этих задач хорошо устроить в группе уголок сказки, откуда дети отправляются в страну сказок. В сказочном уголке полумрак, загораются разноцветные огоньки, звучит тихая музыка. Это позволяет детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества. Ведь основными условиями в обучении творчеству являются:

· наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними;

· создание чувства безопасности, когда ребёнок знает, что его

творческие способности не будут «осмеяны», он получит поддержку со стороны взрослого в своих творческих начинаниях.

В играх-драматизациях лучше использовать сказки постепенно, поэтапно:

· Этап 1 - Знакомство детей со сказкой (чтение, рассказывание, беседы,

рассматривание иллюстраций). Можно местом знакомства со сказкой сделать «Русскую горницу». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитыми рушниками создадут атмосферу старины. Дети не только познакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, лучше представят себе события сказки.

· Этап 2 - Пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

· Этап 3 - Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественному произведению через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

· Этап 4 - Разыгрывание сюжета сказки.

Занимаясь с детьми театральной деятельностью, воспитатель знакомит детей с разными видами кукольных театров: настольным, пальчиковым, на карандашах, театром кукол - бибабо, на коврографе. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют творчество, развивают речевую активность. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы.

Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески, не боятся высказывать собственные предположения. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
2023