НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Новикова Е. В., Ахметжанова О. В. Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Чудесная вода» для детей старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf

Воспитательные:
•Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам;
Развивающие:
•Развивать самостоятельность в процессе познавательно ­исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов;
•Развивать логическое мышление-отгадывать загадки;
•Развивать творческое воображение-умение передавать в движении неживой объект
Образовательные:
•Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет вкуса, запаха, вода растворитель;
•Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
•Продолжать формировать знания детей о значении воды в жизни человека;
•Продолжать совершенствовать навыки вырезания с помощью трафарета, передавая плавные изгибы, дополнять аппликативное изображение графическим.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Художественное слово», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация», «Здоровье»
Предварительная работа:
1.Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
2.Рассматривание глобуса, карты мира
3.Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о
воде
Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, баночки, вода, молоко, сахар, чайные ложки, чашки с питьевой водой, фломастеры, цветная бумага, подставки, заготовка «Речка», кукла Капитошка.

Ход занятия

Создать организационный момент. Для этого попросить детей: «Встаньте на дорожку и подравняйте ножки».
В - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без... (воды)
Итак, поговорим мы о в ode. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть. ’
I       часть
Игровой практикум: «Мама тучка»
Выдавайте представим, что я — мама Тучка, а вы — мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в море, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх
и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
В: Где встречается капелька воды?
Д: в дожде, ручейке, реке, море, океане...
B: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Кукла: Я капелька В: Как зовут тебя?
Кукла: Меня зовут Капитошка.
В: А зачем ты к нам пришла?
Кукла: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
II     часть
Дети идут по группе и делают остановки.
1     - аквариум - без воды рыбки не проживут (приклеивают капельку)
2     - уголок природы - возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут - им нужна вода.
В: Правильно ребята (приклеивают капельку)
3     - мойка в подсобном помещении
Д: Помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивают капельку)
4     - У стола, где стоит кувшин с водой. Из него мы пьем воду (приклеивают капельку)
5     -игровой уголок.
В; А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду, (приклеивают капельку)
6 - туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)
В:Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек- капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори... Повтори...
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь ее. А как же мы можем беречь воду? (ответы детей)
Что же такое вода, какими свойствами она обладает - все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории
III   Основная
Исследование «Чудесная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь - этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
Д: Слушать воспитателя
В: Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну что приступим (дети садятся перед столом воспитателя)
Исследования
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет. Одна чистая, другая - грязная.
11 А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите
- я для этого возьму воронку, вложу в неё фильтр и начну
пропускать грязную воду через эту воронку с фильтром. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашим фильтром?
Д: Грязная стала
В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Д: В чистой '
В:Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
Проходите к следующему столу.
Опустить в стакан с молоком чайную ложку - видна она или нет Затем в стакан с водой.
Вывод - Вода прозрачна.
опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.
В; Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д. За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он?
Д: Сладкий
Вывод-вода растворитель
Молодцы, переходим к следующему столу.
Возьмите пожалуйста чашку с водой. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод - не имеет запаха и без вкуса.
Итог эксперимента - вода - одно из самых удивительных веществ Она обладает многими свойствами. Какими же дети (ответы детей):
-прозрачность
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Тихо плещется вода (машем внизу руками)
Мы плывем по теплой речке (плавательные движения руками)
В небе тучки как овечки (встать на носочки)
Разбежались кто куда (наклоны туловищем с вытянутыми руками)
Мы из речки вылезаем (присесть и встать)
Чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох И садимся на песок.
Ребята, подойдите пожалуйста к этому столу. Посмотрите, что за чудо здесь такое? (ответы детей)
Правильно, здесь же из маленького родничка по ручейкам вода стекает в речку. А вот только мне кажется, что в нашей чистой речке кого - то не хватает. Как вы думаете, кого? (ответы детей) Правильно, рыбок.
IV                               часть
Творческая работа
Пройдите пожалуйста к этому столу. У меня есть трафареты и цветная бумага. Давайте вырежем каждый свою рыбку, дорисуем им что? (ответы детей). Правильно - глазки и чешуйки и выпустим их в нашу прекрасную речку с чистейшей водой.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой На цветы — круговые движения правой рукой И на дорожку - обе руки перед собой Льётся, льется -ой-ой-ой! - покачивание головы Побежали мы домой — бег на месте.
Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
А пока вы выполняете задание, послушайте сказку.
Сказка «Спор»
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь!—добавили растения.—Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, солнце».
А теперь давайте выпустим ваших рыбок в нашу чистую речку, и рыбки в ней все разные, красивые. Таких могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
В: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане, и в водопроводном кране. На плите у вас кипит, паром в чайнике шипит. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда!
В: Вот видишь Капитошка, какие хорошие знания показали наши ребята, много они знают о твоих сестричках капельках. А также они знают как беречь и охранять воду, правда дети? (ответы детей)
В: Надо охранять чистоту воздуха и воды, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. Чтобы воздух был чистым, не жечь в кострах мусор. Ведь вода и воздух— это богатство страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.
А на память Капитошка хочет подарить вам каждому чудесную капельку, которая будет поить вас живительной силой.
На этом наше занятие закончено.
2022