НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гришина В.А., Козлова М.Н. Обновленные технологии осуществления квалифицированной коррекции в условиях ФГОС дошкольного образования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования. Помимо требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет направления и условия организации коррекционной работы и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным специальной статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию, что является одной из главных причин большого количества детей с отклонениями в речевом и психическом развитии.
Эта статистика подтверждается диагностикой речевого и психического развития у детей 5-6 лет за последние три года в нашем детском саду: ежегодно более 70% детей имеют нарушения речи различной степени тяжести и не достаточный уровень развития познавательной и эмоционально - волевой сфер.
Коррекционную работу в нашем учреждении ведут педагог-психолог, учитель-логопед и воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР.
В связи с вышесказанным, возникла новая педагогическая ситуация, которая требовала пересмотра традиционных путей организации образовательного процесса, а именно внедрение обновленных технологий осуществления квалифицированной коррекции в условиях реализации ФГОС ДО.
В основе организации взаимодействия педагога с ребенком стоят личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии дали нам возможность реализовать индивидуальный подход в коррекционной работе с детьми. Сейчас ребёнок является полноправным субъектом образовательной деятельности. Каждый ребёнок имеет свой субъективный опыт и опыт жизнедеятельности. Поэтому каждое коррекционное занятие является особенным и ориентируется на личность ребёнка.
ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.
В процессе коррекционной и развивающей работы мы отмечаем, что игровые технологии тесно сплетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).
Для развития полноценного игрового общения педагоги используют такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).
Участие старших дошкольников в игровых обучающих ситуациях способствует усвоению ими социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В игровых обучающих ситуациях, каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность.
Суть этой технологии в том, что проблемные ситуации, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни предлагаются детям для совместного рассмотрения и анализа. С помощью картинки или краткого рассказа педагога, ситуация становится статичной. Детям предлагает ее разобрать при помощи наводящих вопросов. Главная цель работы - рассмотреть ситуацию с разных сторон. Определить мысли, желания, чувства каждого участника ситуации Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Собственные выводы принимаются детьми легче, чем назидания педагога.
ФГОС ДО определяет требования к педагогам, одно из которых владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Информационно-коммуникационные технологии.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка. Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное мышление, воображение.
В нашем детском саду педагоги в своей работе используют мультимедийные презентации, учебные фильмы и мультфильмы, мультимедийные развивающие игры.
Приоритетная задача современного дошкольного образования - сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Одна из главнейших задач - создание такой коррекционно–образовательной системы, которая сохраняла бы здоровье ребёнка и «приумножала» его.
Данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности в нашем саду является рациональная организация учебного процесса.
Коррекционная работа строиться с учётом образовательной деятельности и рекомендациями СанПиНа. Двигательная активность сменяется занятиями, требующими статического положения тела, релаксацией. И наоборот.
После обеденного сна в группе компенсирующей направленности проводится “коррекционно-оздоровительный час”, который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под руководством воспитателя и учителя-логопеда дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж шеи, частей лица, артикуляционную гимнастику, массаж головы, рук, ног, хождение по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала.
Педагоги нашего учреждения активно используют в своей работе технологии воздействия искусством.
Так, технологии музыкального воздействия способствуют созданию положительного эмоционального состояния у ребенка, настроения, «поднятия» над своими переживаниями, страхами, трудностями общения, помощи в преодолении этих проблем. Музыка используется педагогом тогда, когда нужно показать ребенку определенные эмоции и чувства, дать возможность их прочувствовать.
Использование в работе педагога элементов технологии воздействия сказкой способствуют сохранению и укреплению психического здоровья ребенка, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоции и добрых чувств.
Сказка может учить или лечить. В коррекционной работе используются сказки народные, авторские или сказки собственного сочинения. На сказку могут накладываться упражнения, психологические этюды, психогимнастика и др. Ребенок может примерить на себя разные роли с определенным характером (плохой-добрый, храбрый – трусливый и др.). Сказка насквозь пронизывает всю работу в учреждении, проводимую с детьми.
В нашем саду активно практикуется педагогами работа с песком. Если ребёнок стоит перед выбором, чем он будет заниматься в кабинете психолога и логопеда, то в большинстве случаев выбор падает на песок. Специалистами было замечено в своей практике с детьми с ОВЗ, что занятия с использованием песка являются более результативными. Дети попадают в трёхмерный мир, в котором активизируется восприятие материала и познавательная активность. Если у ребёнка раньше не получалось на занятии достичь цели, то в песке он с интересом проявляет свою инициативу, высвобождает творчество, реализует свои потенциалы. Играя в песке, дети используют преобладающие познавательные процессы и учатся компенсировать имеющиеся недостаточно развитые. Благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает понятия пространственной и временной ориентации, развивает память, речь, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание и т.д. Структура песка позволяет делать и сразу исправлять, легко подбирать лучший вариант постройки. Таким образом у детей нет страха на ошибку.
Технологии воздействия ИЗО - естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного развития детей. Использование технологии даёт возможность успешно корректировать образ «Я», который ранне мог быть нарушен. Каждый ребёнок может участвовать в работе, не зависимо от возраста и способностей. Эта техника даёт преимущество для детей с недостаточным развитием речи и словарного запаса, потому что позволяет невербально выражать свои чувства и эмоциональное состояние. Совместный процесс рисования сближает детей. Практика показывает, что именно данная технология является мощным способом сплачивания детей в группе.
Технологии коррекции психомоторного развития.
Телесно-ориентировочная техника.
Наш детский сад посещают 3 ребёнка-инвалида, 15 детей с ограниченными возможностями здоровья, с подтверждённым диагнозом СДВГ. В коррекционной работе с такими детьми применяется элементы телесно-ориентируемой технологии. Ребёнок учится различать эмоции, доверять своему телу, использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Педагог помогает ребенку найти состояние равновесия собственного тела, найти положение тела для того, чтобы принять напор и устоять.
Не редко встречаются дети, которых можно назвать «раненные внутренне». Таким детям помогают техники регрессии. Педагог предлагает ребенку временно принять роль малыша или хрупкого цветочка. А затем предлагает снова вырасти или окрепнуть. Педагог при этом должен создать такие условия, в которых ребенок будет чувствовать себя защищенным, в безопасности. При использовании в работе с детьми техник регрессии, дошкольники становятся более восприимчивыми, повышается самопринятие, снижается уровень тревоги. Когда ребёнок научился понимать свою эмоциональную энергию, то он становиться на важную ступеньку в развитии - выбора приёмов самоконтроля.
Стоит сказать и о том, что в нашем учреждении работа с использованием вышеперечисленных технологий ведется уже в раннем возрасте с целью создания благоприятной среды для развития детей, приобщения их к здоровому образу жизни.
В целом, использование вышеперечисленных технологий в коррекционной работе с детьми, способствует развитию у них эмоционально-личностной сферы, инициативности и мотивации, творчества; способствуют снятию психологических зажимов, дает возможности самопознания; подготавливает почву для дальнейших возрастных новообразований: развитие самоконтроля, появление ответственности в выборе своего поведения.
Контактные данные: e-mail: marishkafdo@mail.ru; тел.: (8928)0428519. Козлова М.Н.
2017