Библиографическое описание:
Крючкова А.А., Плотникова В.Н., Эркузиева Г.Б., Гавриловская Т.Л. Социально-психологические причины формирования школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
З. Фрейд считал, что человек имеет несколько врождённых влечений, инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека и определяют его настроение. Он отметил, что столкновение биологических влечений вместе с социальными запретами порождает неврозы и соответственно тревожность. Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, оно связано с чувством беспомощности и оказывает отрицательное влияние, негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и возникающая из-за тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, защищенность, возникающая под воздействием защитных механизмов и из всего этого следует негативное явление – отсутствие тревоги в опасных и угрожающих ситуациях [1].
Каждому ребёнку присущи страхи, но если их становится много, то они постоянны и тогда стоит говорить о проявлении тревожности у ребёнка. А страхи формируются в любом возрасте как у детей от 1 до 3 лет (ночные страхи, страхи одиночества), так и, к примеру с 7 до 11 лет страх быть не тем, о ком хорошо говорят и высказываются, кого уважают, ценят.
Говоря о разновидностях тревожности, можно выделить следующее:
1. Тревожность, как эмоциональное состояние (ситуативная тревога, которая возникла в какой-то ситуации, но субъективно индивид воспринимает её, как угрожающую).
2. Тревожность, как устойчивая черта, то есть, индивидуально психологическая особенность (проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, иначе говоря, личностная тревожность).
3. Устойчивая тревожность в определенной сфере (межличностная, специфическая тревожность).
4. Генерализованная тревожность, которая возникает у человека, который свободно меняет тревожащие объекты в зависимости от изменения их значимости для себя.
Тревожность в младшем школьном возрасте проявляется в ожидании наказаний, выговоров, недовольного разочарования, снисходительности и равнодушия. Иначе говоря, ученики боятся не самой оценки, а разочаровать родителей, что они не соответствуют их ожиданиям, требованиям, родители чаще всего задают детям определенную планку, если у ребенка есть старшие братья и сестры, то они могут приводить их в пример, говоря, что они учились лучше и что ребенку нужно учиться не хуже. Школьная тревожность проявляется во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды, в формировании можно выделить, как ситуационные (взаимодействие), так и индивидуальные (темперамент и самооценка) предпосылки. Повышенная школьная тревожность мешает эффективной учебной деятельности, независимо от того, осознается она самим ребенком или нет [10].
Немного подводя итоги по этому материалу, стоит отметить, что все-таки тревожность имеет ряд нейрофизиологических механизмов. Многие психоаналитики и психиатры пришли к пониманию тревожности, как к врождённому свойству личности, которое присуще человеку изначально. Также они не делали различия между тревожностью и тревогой. Еще важно понимать причины возникновения тревожности.
Школьная тревожность – распространенное понятие, которое включает различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, возможно в классе, волнении, ожидание плохого отношения к себе, отрицательная оценка со стороны педагога, сверстников. Ребенок на постоянной основе чувствует собственную неполноценность, неадекватность, не уверен в правильности своих ответов и своего поведения.
Изучение тревожности в младшем школьном возрасте — это актуально, ведь тревожность наиболее распространенный феномен психического развития, встречающихся в школьной практике. Эта проблема широко обсуждаема. Число тревожных детей растет и необходимо знать причины, которые способствуют возникновению тревожности, чтобы предотвратить это. От степени проявления тревожности зависит успешность обучения, особенности обучающегося к своим сверстникам и другим школьникам, эффективность адаптации к условиям [2].
Школа это одно из первых мест, которое открывает перед ребенком некий мир социально-общественной жизни. Она параллельно с семьей берет главную роль в воспитании ребенка.
К возможным причинам проявления тревожности относят:
- психодинамические свойства личности (тип темперамента);
- опыт собственных неудач;
- чрезмерные притязания и боязнь оказаться не на высоте своих требований;
- неадекватный тип семейного воспитания и неоптимальные отношения со сверстниками
- гиперопека родителей;
- завышенные требования.
Можно также выделить типы семей, в которых дети имеют устойчивую тревожность, типология по Кучеровой:
- семья, где мать воспитывает ребенка одна и у неё наблюдается повышенная тревожность;
- семьи, где относятся к процессу воспитания детей, как к процессу решения педагогических задач, цель родителей – воспитать послушного ребенка, отец занимает некую позицию строгого родителя, а мать в свою очередь позицию защитника;
- семья, где лидер воспитания – бабушка или дедушка, а родители в зависимом состоянии от своих родителей и им приходится бороться за лидерство в семье;
- семьи, где ограничено общение с ребенком, а воспитание – гигиенический уход за ним.
То есть, можно сказать, что значительно зависит психологическое состояние ребенка и от той обстановки, в которой он растет, от семьи и того, как к нему там относятся. В семьях, где взрослые более уверенны в себе, спокойны и доброжелательны, дети менее тревожны, чем в семьях, где у родителей высокий уровень тревожности или где часто ссорятся.
Конечно, еще многое зависит от школьного коллектива и педагога. Жесткие рамки авторитарного педагога нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени, порождает страх не успеть или сделать неправильно. Дисциплинарные меры такого педагога чаще сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям [6].
В психологии также есть общие признаки семей, где растут тревожные дети:
- родители не поощряют проявления инициативы и активности детей;
- родители недооценивают или вовсе игнорируют детскую деятельность
- совместная деятельность ребенка с родителями носит эмоционально ненасыщенный характер;
- в этой деятельности ребенок всегда исполнитель.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается у детей из-за внутреннего конфликта, который может появиться из-за:
- Противоречивых требований, которые предъявляют родители, либо родители и школа. Например, родители могут не пустить ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а преподаватель может поставить плохую оценку и отчитывает ребенка за пропуск и еще при всем классе.
- Неадекватные требования (завышенные). Например, родители много раз повторяют ребенку, что тот обязательно должен быть отличником и получать только пятерки и не могут принять то, что их ребенок получает не только пятёрки и еще не является лучшим учеником класса.
- Негативные требования, унижающие ребенка и которые в следствие ставят ребенка в зависимое положение. К примеру, преподаватель говорит ребенку, что если тот расскажет кто плохо себя вёл, то он в свою очередь не сообщит маме про прогул урока.
Можно также изучить статистику и определить, что дошкольном и младшем возрасте чаще всего и более всего тревожны мальчики, а после 12 лет девочки. Отличие в том, что девочки больше волнуются за взаимоотношения с людьми, а мальчики из-за насилия и наказаний. Девочки, совершив проступок будут переживать, что родители или преподаватель плохо о ней подумают, а сверстники перестанут общаться, а мальчики о том, что их могут наказать [4].
Для тревожных детей характерны также соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Работать с тревожными детьми немного сложнее, чем с остальными «проблемными» детьми, потому как тревожные дети чаще всего держат проблемы в себе и не готовы идти на контакт и тем более рассказывать о проблемах. Их можно отличить по чрезмерному беспокойству, стоит отметить, что они могут бояться не самого события, а именно предчувствия, они ожидают самого худшего, начинают чувствовать себя беспомощными, не хотят и опасаются играть в новые игры, пытаться приступить к новому виду деятельности, бояться заговорить с новыми людьми или сверстниками, уровень их самооценки низкий и они думают, что они хуже других во всем, что они некрасивые и неуклюжие. А травля в классе и неблагополучная обстановка и вовсе могут всё ухудшить [2].
Главное вовремя успеть выявить тревожность у детей в младшем школьном возрасте.
Работа школьного психолога предполагает несколько последовательных и взаимосвязанных этапов. Первый – психодиагностический, производится выявление детей, для которых характерна повышенная школьная тревожность, для этого проводится фронтальная психодиагностика, либо в параллелях, которые считаются проблемными (возрастные особенности развития и т.д.), либо во всех параллелях, если позволят ресурсы психолога.
По результатам фронтальной диагностики можно определить «группу риска» (учащиеся, для которых характерна повышенная школьная тревожность). С учащимися, которые не попадают в «группу риска», проводятся психопрофилактические мероприятия, которые должны затрагивать их родителей и педагогов.
В преодолении тревожности детей и её профилактике главную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором способов действий в значимых для него ситуациях, выработка модели поведения эффективной для данного ребенка.
Примерные этапы оказания психологической помощи детям с повышенным уровнем тревожности:
- работа с родителями и педагогами с целью регуляции их помощи ребёнку во время его взаимодействия с психологом;
- если этого требует специфическая ситуация развития тревожности, применительно к индивидуальным особенностям её формирования, то можно провести более глубокое изучение данной проблемы;
- работа по исправлению существующего психологического фона у тревожных детей будет включать индивидуальную работу с каждым ребёнком, а также коллективные занятия, направленные на актуализацию тревоги, её преобразование и исправление, а также последующая ликвидация;
- психологической помощью первоклассникам, включающий мероприятия повышения самооценки и подкрепления их уверенности в собственных силах;
- диагностические исследования результатов;
- закрепляющие беседы с родителями и педагогами.
Школьная тревожность скорее всего начинает формироваться в дошкольном возрасте, этому способствует стиль работы воспитателя или завышенные требования к ребенку, сравнение с другими как говорилось ранее. Также в присутствии ребенка могут быть разговоры или споры о выборе более достойной школы, и следовательно данная озабоченность может передаваться и детям от родителей, плюс ко всему родители могут нанимать множество учителей или репетиторов, часами заниматься, а ребенок, еще не подготовленный к таким нагрузкам, не выдерживает и из-за этого может развиться болезнь, желание учиться пропадает вовсе, а тревожность возрастает. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Конечно, необходимо вовремя заметить первые признаки, что у ребенка растет и развивается тревожность и как-то снизить тревожность, предотвратить её [12].
Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности.
Если в семье два ребёнка – это приводит к соперничеству. Старший переживает кризис перераспределения ролей. Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание. А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то его опережает. Он может начать хуже себя вести или учиться. Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший, отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство.
Что касается профилактики в таких семьях, то при любой работе, конечно, изначально важно начать с индивидуальной консультации, но в последующей работе можно провести групповую работу со всей семьей, то есть собрать маму, папу, детей вместе и провести групповую работу для снижения школьной тревожности и не только, проработать проблемы.
Очередность рождения ребенка в семье имеет для дошкольника определенные последствия в психологической и социальной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя.
Школьная тревожность с большей вероятностью исходя из гипотезы может возникнуть у единственного ребенка в семье, у него отсутствует опыт общения со сверстниками, он не представляет, что его ожидает в школе, когда у сиблингов есть примерное представление, опыт братьев и сестер. Единственному ребенку в семье в качестве профилактики можно посоветовать групповую работу тоже, но сперва также индивидуальная работа с ним, с родителями.
Психологу необходимо решить эту проблему в общеобразовательном учреждении [5].
На подготовительном этапе работы необходимо проведение консультаций с родителями и педагогами участников группы с целью предупреждения возникновения ситуаций, способствующих развитию тревожности. Кроме того, необходимо учитывать, что работа зачастую проводится в условиях школьного класса, то есть дети взаимодействуют не только в процессе развивающих занятий, но и в течение всего учебного года. Поэтому к основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение максимально возможной анонимности. Смешивание учащихся разных классов нежелательно, так как это затрудняет работу группы, препятствует созданию рабочей атмосферы, сплоченности, провоцирует соперничество.
На подготовительном этапе проводится психодиагностика, используется метод наблюдения за поведением вовремя и вне учебной деятельности.
Первый шаг в таком случае – индивидуальная работа и только потом групповая.
Индивидуальная помощь учащимся, характеризующимся высокой школьной тревожностью — это процесс, требующий от педагога творческого подхода, основанного на внимательном анализе всех особенностей личности учащегося, а также социально-педагогической ситуации его развития.
Индивидуальная работа с учащимися, обладающими высоким уровнем школьной тревожности, поддается с большим трудом. Это связано с тем, что причины, вызвавшие школьную тревожность, а также формы ее проявления, очень «личностны». Поэтому работа строится по общему алгоритму, который наполняется в каждом конкретном случае ситуационным содержанием.
Важно выявить причину, которая вызвала школьную тревожность.
Основной этап предполагает групповую работу. На этом этапе занятия строятся по алгоритму:
- первые занятия ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, прояснение ожиданий участников;
- последующие занятия направлены на разрядку школьной тревожности, способствующие развитию навыков общения, повышению самооценки учащихся;
- итоговое занятие представляет собой подведение результатов работы.
В программах групповой работы по проблеме школьной тревожности целью является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня мобилизующей тревоги, соответствующего возрастной норме. Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки у участников группы;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.
На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе разрабатываются рекомендации на снижение уровня тревожности.
После этого проходит итоговая диагностика (диагностика результатов после формирующего этапа) и разработка рекомендаций.
У детей, у которых нет старших братьев или сестер, можно провести групповую работу с классом, к примеру.
Очень эффективно будет в начальных классах, к примеру, показать, чем занимаются старшеклассники, что их ждет в будущем, какие есть предметы, чтобы ребенок примерно мог понять и представить, что ничего страшного в этом нет, что все проблемы в любом случае можно решить.
Ребята из старших классов могли бы проводить какие-то кружки или дополнительные занятия, проводить с ними вместе время.
Также необходимо дать родителям рекомендации, как можно подготовить ребенка к школе, в психологическом плане.
Подготовительные курсы или группы перед школой – тоже хорошая идея.
К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышения самооценки учащихся, развития культуры общения.
Снижение уровня тревожности у детей, у которых есть старшие братья и сестры, тоже важно, можно дать некоторые рекомендации родителям:
не стоит сравнивать детей, нужно чаще обращаться к ним по имени, почаще используйте телесный контакт, чаще хвалите детей, чтобы у них повышалась самооценка, ведь это очень важно, нужно стараться делать меньше замечаний, особенно в присутствии другого ребенка и меньше ругать их, также в присутствии других, не унижать детей, с детьми также нужно обсуждать неприятные или трудные ситуации, в которые они могли попасть, доверяйте детям, не следует завышать требования (ребенок испытывает беспокойство, которое перерастает в тревожность), бывают ситуации, когда ребенок начинает думать в таких случаях «если я не справлюсь, то мама перестанет меня любить», также нужно уделять равное внимание детям, иначе кто-то будет думать, что другого любят больше, отсюда следует ревность и негативные последствия, не нужно загружать ребенка обязанностями по дому [13].
На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются. Меняется ситуация в семье, материальное положение. [9].
Работа с детьми, здесь одна главная и основная задача, выработка и укрепление уверенности в себе, а также собственных критериев успешности. Здесь работу необходимо вести в трех направлениях:
- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности, в то, что он делает;
- учить ребёнка снимать напряжение в мышцах, расслабиться и создать комфортную обстановку;
- обучить умению управлять собой в ситуациях, вызывающее наибольшее беспокойство.
Очень частое явление – установка родителей насчет оценок или поведения ребенка, если он не может этому соответствовать, то не надо отказывать ребенку в любви и поддержке, необходимо, чтобы ребенок жил в атмосфере тепла, любви и доверия.
Таким образом, особенностями профилактики у детей младшего школьного возраста является: очередность рождения, В качестве профилактики можно провести: индивидуальные и групповые занятия музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, просвещение родителей и педагогов, подготовительные курсы или группы к школе, кружки или дополнительные занятия с ребятами из старших классов, а также рекомендации при работе и воспитании таких детей, данные методы направлены на повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка внушать напряжение, расслабиться и создать комфортную обстановку, умение управлять и вести себя в ситуациях, которые вызывают большое беспокойство, тревожность и страх.
Особое внимание следует уделить своевременной диагностике, профилактике и коррекции детской тревожности, направленных на повышение самооценки ребенка, внушение веры в способности, обучение ребенка расслабляться и создавать обстановку, пока она не стала устойчивым личностным образованием
Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Железногорская школа №1» (далее КГБОУ Железногорская школа №1) с детьми младшего школьного возраста, в двух параллельных четвертых классах. Они также были разделены на группы, первая – есть старшие братья и сестры, вторая – нет старших братьев и сестер.
Цель данного эксперимента – определить в какой группе уровень тревожности будет выше.
Как писалось выше, есть гипотеза - у группы детей младшего школьного возраста, у которых есть старшие братья и сёстры уровень тревожности ниже, чем у группы детей, которые не имеют старших братьев и сестёр.
В соответствии с целью, задачей и гипотезой нашей работы, экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов:
1. Ознакомительный;
2. Подбор диагностических методик и тестов, которые будут соответствовать целям и задачам работы;
3. Знакомство с детьми;
4. Проведение диагностических методик;
5. Обработка и анализ результатов.
Для диагностики уровня тревожности в двух группах, были выбраны следующие две методики: несуществующее животное и шкала личной тревожности А. М. Прихожан.
После проведения данной методики можно сказать, что гипотеза частично подтвердилась, всё таки исходя их этой методики нельзя определить уровень тревожности, а только сказать в какой группе, к примеру, количество детей с тревогой больше, то есть, в группе у кого были старшие братья и сёстры с тревожностью оказалось около 4-х человек, а в группе, где не было старших братьев и сестёр 7 человек.
После математической обработки двух методик – несуществующее животное и методика А. Прихожан, по результатам, можно отметить, что гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, И.А. Коррекционные техники в школе / И.А. Агеева. – СПб.: Речь, 2004. – 184 с.
2. Александрова, Ю.И. Психофизиология / Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
3. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. – СПб., 2008. – 288 с.
4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во Просвещение, 1997. - 250 с.
5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - М.: Речь, 2017. – 656 с.
6. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2017. – 464 с.
7. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В.Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. – 60 с.
8. Колпакова, М.Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе / М.Ю. Колпакова. -М.: Никея, 2015. - 160 с.
Крючкова А.А., Плотникова В.Н., Эркузиева Г.Б., Гавриловская Т.Л. Социально-психологические причины формирования школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.
З. Фрейд считал, что человек имеет несколько врождённых влечений, инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека и определяют его настроение. Он отметил, что столкновение биологических влечений вместе с социальными запретами порождает неврозы и соответственно тревожность. Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, оно связано с чувством беспомощности и оказывает отрицательное влияние, негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и возникающая из-за тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, защищенность, возникающая под воздействием защитных механизмов и из всего этого следует негативное явление – отсутствие тревоги в опасных и угрожающих ситуациях [1].
Каждому ребёнку присущи страхи, но если их становится много, то они постоянны и тогда стоит говорить о проявлении тревожности у ребёнка. А страхи формируются в любом возрасте как у детей от 1 до 3 лет (ночные страхи, страхи одиночества), так и, к примеру с 7 до 11 лет страх быть не тем, о ком хорошо говорят и высказываются, кого уважают, ценят.
Говоря о разновидностях тревожности, можно выделить следующее:
1. Тревожность, как эмоциональное состояние (ситуативная тревога, которая возникла в какой-то ситуации, но субъективно индивид воспринимает её, как угрожающую).
2. Тревожность, как устойчивая черта, то есть, индивидуально психологическая особенность (проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, иначе говоря, личностная тревожность).
3. Устойчивая тревожность в определенной сфере (межличностная, специфическая тревожность).
4. Генерализованная тревожность, которая возникает у человека, который свободно меняет тревожащие объекты в зависимости от изменения их значимости для себя.
Тревожность в младшем школьном возрасте проявляется в ожидании наказаний, выговоров, недовольного разочарования, снисходительности и равнодушия. Иначе говоря, ученики боятся не самой оценки, а разочаровать родителей, что они не соответствуют их ожиданиям, требованиям, родители чаще всего задают детям определенную планку, если у ребенка есть старшие братья и сестры, то они могут приводить их в пример, говоря, что они учились лучше и что ребенку нужно учиться не хуже. Школьная тревожность проявляется во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды, в формировании можно выделить, как ситуационные (взаимодействие), так и индивидуальные (темперамент и самооценка) предпосылки. Повышенная школьная тревожность мешает эффективной учебной деятельности, независимо от того, осознается она самим ребенком или нет [10].
Немного подводя итоги по этому материалу, стоит отметить, что все-таки тревожность имеет ряд нейрофизиологических механизмов. Многие психоаналитики и психиатры пришли к пониманию тревожности, как к врождённому свойству личности, которое присуще человеку изначально. Также они не делали различия между тревожностью и тревогой. Еще важно понимать причины возникновения тревожности.
Школьная тревожность – распространенное понятие, которое включает различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, возможно в классе, волнении, ожидание плохого отношения к себе, отрицательная оценка со стороны педагога, сверстников. Ребенок на постоянной основе чувствует собственную неполноценность, неадекватность, не уверен в правильности своих ответов и своего поведения.
Изучение тревожности в младшем школьном возрасте — это актуально, ведь тревожность наиболее распространенный феномен психического развития, встречающихся в школьной практике. Эта проблема широко обсуждаема. Число тревожных детей растет и необходимо знать причины, которые способствуют возникновению тревожности, чтобы предотвратить это. От степени проявления тревожности зависит успешность обучения, особенности обучающегося к своим сверстникам и другим школьникам, эффективность адаптации к условиям [2].
Школа это одно из первых мест, которое открывает перед ребенком некий мир социально-общественной жизни. Она параллельно с семьей берет главную роль в воспитании ребенка.
К возможным причинам проявления тревожности относят:
- психодинамические свойства личности (тип темперамента);
- опыт собственных неудач;
- чрезмерные притязания и боязнь оказаться не на высоте своих требований;
- неадекватный тип семейного воспитания и неоптимальные отношения со сверстниками
- гиперопека родителей;
- завышенные требования.
Можно также выделить типы семей, в которых дети имеют устойчивую тревожность, типология по Кучеровой:
- семья, где мать воспитывает ребенка одна и у неё наблюдается повышенная тревожность;
- семьи, где относятся к процессу воспитания детей, как к процессу решения педагогических задач, цель родителей – воспитать послушного ребенка, отец занимает некую позицию строгого родителя, а мать в свою очередь позицию защитника;
- семья, где лидер воспитания – бабушка или дедушка, а родители в зависимом состоянии от своих родителей и им приходится бороться за лидерство в семье;
- семьи, где ограничено общение с ребенком, а воспитание – гигиенический уход за ним.
То есть, можно сказать, что значительно зависит психологическое состояние ребенка и от той обстановки, в которой он растет, от семьи и того, как к нему там относятся. В семьях, где взрослые более уверенны в себе, спокойны и доброжелательны, дети менее тревожны, чем в семьях, где у родителей высокий уровень тревожности или где часто ссорятся.
Конечно, еще многое зависит от школьного коллектива и педагога. Жесткие рамки авторитарного педагога нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени, порождает страх не успеть или сделать неправильно. Дисциплинарные меры такого педагога чаще сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям [6].
В психологии также есть общие признаки семей, где растут тревожные дети:
- родители не поощряют проявления инициативы и активности детей;
- родители недооценивают или вовсе игнорируют детскую деятельность
- совместная деятельность ребенка с родителями носит эмоционально ненасыщенный характер;
- в этой деятельности ребенок всегда исполнитель.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается у детей из-за внутреннего конфликта, который может появиться из-за:
- Противоречивых требований, которые предъявляют родители, либо родители и школа. Например, родители могут не пустить ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а преподаватель может поставить плохую оценку и отчитывает ребенка за пропуск и еще при всем классе.
- Неадекватные требования (завышенные). Например, родители много раз повторяют ребенку, что тот обязательно должен быть отличником и получать только пятерки и не могут принять то, что их ребенок получает не только пятёрки и еще не является лучшим учеником класса.
- Негативные требования, унижающие ребенка и которые в следствие ставят ребенка в зависимое положение. К примеру, преподаватель говорит ребенку, что если тот расскажет кто плохо себя вёл, то он в свою очередь не сообщит маме про прогул урока.
Можно также изучить статистику и определить, что дошкольном и младшем возрасте чаще всего и более всего тревожны мальчики, а после 12 лет девочки. Отличие в том, что девочки больше волнуются за взаимоотношения с людьми, а мальчики из-за насилия и наказаний. Девочки, совершив проступок будут переживать, что родители или преподаватель плохо о ней подумают, а сверстники перестанут общаться, а мальчики о том, что их могут наказать [4].
Для тревожных детей характерны также соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Работать с тревожными детьми немного сложнее, чем с остальными «проблемными» детьми, потому как тревожные дети чаще всего держат проблемы в себе и не готовы идти на контакт и тем более рассказывать о проблемах. Их можно отличить по чрезмерному беспокойству, стоит отметить, что они могут бояться не самого события, а именно предчувствия, они ожидают самого худшего, начинают чувствовать себя беспомощными, не хотят и опасаются играть в новые игры, пытаться приступить к новому виду деятельности, бояться заговорить с новыми людьми или сверстниками, уровень их самооценки низкий и они думают, что они хуже других во всем, что они некрасивые и неуклюжие. А травля в классе и неблагополучная обстановка и вовсе могут всё ухудшить [2].
Главное вовремя успеть выявить тревожность у детей в младшем школьном возрасте.
Работа школьного психолога предполагает несколько последовательных и взаимосвязанных этапов. Первый – психодиагностический, производится выявление детей, для которых характерна повышенная школьная тревожность, для этого проводится фронтальная психодиагностика, либо в параллелях, которые считаются проблемными (возрастные особенности развития и т.д.), либо во всех параллелях, если позволят ресурсы психолога.
По результатам фронтальной диагностики можно определить «группу риска» (учащиеся, для которых характерна повышенная школьная тревожность). С учащимися, которые не попадают в «группу риска», проводятся психопрофилактические мероприятия, которые должны затрагивать их родителей и педагогов.
В преодолении тревожности детей и её профилактике главную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором способов действий в значимых для него ситуациях, выработка модели поведения эффективной для данного ребенка.
Примерные этапы оказания психологической помощи детям с повышенным уровнем тревожности:
- работа с родителями и педагогами с целью регуляции их помощи ребёнку во время его взаимодействия с психологом;
- если этого требует специфическая ситуация развития тревожности, применительно к индивидуальным особенностям её формирования, то можно провести более глубокое изучение данной проблемы;
- работа по исправлению существующего психологического фона у тревожных детей будет включать индивидуальную работу с каждым ребёнком, а также коллективные занятия, направленные на актуализацию тревоги, её преобразование и исправление, а также последующая ликвидация;
- психологической помощью первоклассникам, включающий мероприятия повышения самооценки и подкрепления их уверенности в собственных силах;
- диагностические исследования результатов;
- закрепляющие беседы с родителями и педагогами.
Школьная тревожность скорее всего начинает формироваться в дошкольном возрасте, этому способствует стиль работы воспитателя или завышенные требования к ребенку, сравнение с другими как говорилось ранее. Также в присутствии ребенка могут быть разговоры или споры о выборе более достойной школы, и следовательно данная озабоченность может передаваться и детям от родителей, плюс ко всему родители могут нанимать множество учителей или репетиторов, часами заниматься, а ребенок, еще не подготовленный к таким нагрузкам, не выдерживает и из-за этого может развиться болезнь, желание учиться пропадает вовсе, а тревожность возрастает. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Конечно, необходимо вовремя заметить первые признаки, что у ребенка растет и развивается тревожность и как-то снизить тревожность, предотвратить её [12].
Очередность рождения — значимый, но не единственный фактор, который влияет на наши индивидуальные особенности.
Если в семье два ребёнка – это приводит к соперничеству. Старший переживает кризис перераспределения ролей. Девочка воспринимает рождение младшего проще, чем мальчик, обычно с удовольствием включаясь в его воспитание. А первенцу-мальчику порой бывает трудно, особенно если младшая, наоборот, девочка и в чем-то его опережает. Он может начать хуже себя вести или учиться. Но и младшему нелегко: чувствуя, что причиняет старшему страдания, он не может понять почему. Он часто сталкивается с тем, что старший, отвергает его любовь и восхищение. Это может приводить к поискам всевозможных способов загладить воображаемую вину: младший может принять бессознательную установку на поражение, чтобы хоть в чем-то отдать старшему первенство.
Что касается профилактики в таких семьях, то при любой работе, конечно, изначально важно начать с индивидуальной консультации, но в последующей работе можно провести групповую работу со всей семьей, то есть собрать маму, папу, детей вместе и провести групповую работу для снижения школьной тревожности и не только, проработать проблемы.
Очередность рождения ребенка в семье имеет для дошкольника определенные последствия в психологической и социальной сферах. В ситуациях, провоцирующих тревожность, первенцы оказываются более тревожными, нежели те, кто родился не первым и привык полагаться на себя.
Школьная тревожность с большей вероятностью исходя из гипотезы может возникнуть у единственного ребенка в семье, у него отсутствует опыт общения со сверстниками, он не представляет, что его ожидает в школе, когда у сиблингов есть примерное представление, опыт братьев и сестер. Единственному ребенку в семье в качестве профилактики можно посоветовать групповую работу тоже, но сперва также индивидуальная работа с ним, с родителями.
Психологу необходимо решить эту проблему в общеобразовательном учреждении [5].
На подготовительном этапе работы необходимо проведение консультаций с родителями и педагогами участников группы с целью предупреждения возникновения ситуаций, способствующих развитию тревожности. Кроме того, необходимо учитывать, что работа зачастую проводится в условиях школьного класса, то есть дети взаимодействуют не только в процессе развивающих занятий, но и в течение всего учебного года. Поэтому к основным условиям эффективности программы необходимо отнести создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение максимально возможной анонимности. Смешивание учащихся разных классов нежелательно, так как это затрудняет работу группы, препятствует созданию рабочей атмосферы, сплоченности, провоцирует соперничество.
На подготовительном этапе проводится психодиагностика, используется метод наблюдения за поведением вовремя и вне учебной деятельности.
Первый шаг в таком случае – индивидуальная работа и только потом групповая.
Индивидуальная помощь учащимся, характеризующимся высокой школьной тревожностью — это процесс, требующий от педагога творческого подхода, основанного на внимательном анализе всех особенностей личности учащегося, а также социально-педагогической ситуации его развития.
Индивидуальная работа с учащимися, обладающими высоким уровнем школьной тревожности, поддается с большим трудом. Это связано с тем, что причины, вызвавшие школьную тревожность, а также формы ее проявления, очень «личностны». Поэтому работа строится по общему алгоритму, который наполняется в каждом конкретном случае ситуационным содержанием.
Важно выявить причину, которая вызвала школьную тревожность.
Основной этап предполагает групповую работу. На этом этапе занятия строятся по алгоритму:
- первые занятия ориентированы на создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, прояснение ожиданий участников;
- последующие занятия направлены на разрядку школьной тревожности, способствующие развитию навыков общения, повышению самооценки учащихся;
- итоговое занятие представляет собой подведение результатов работы.
В программах групповой работы по проблеме школьной тревожности целью является создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня мобилизующей тревоги, соответствующего возрастной норме. Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки у участников группы;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся.
На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе разрабатываются рекомендации на снижение уровня тревожности.
После этого проходит итоговая диагностика (диагностика результатов после формирующего этапа) и разработка рекомендаций.
У детей, у которых нет старших братьев или сестер, можно провести групповую работу с классом, к примеру.
Очень эффективно будет в начальных классах, к примеру, показать, чем занимаются старшеклассники, что их ждет в будущем, какие есть предметы, чтобы ребенок примерно мог понять и представить, что ничего страшного в этом нет, что все проблемы в любом случае можно решить.
Ребята из старших классов могли бы проводить какие-то кружки или дополнительные занятия, проводить с ними вместе время.
Также необходимо дать родителям рекомендации, как можно подготовить ребенка к школе, в психологическом плане.
Подготовительные курсы или группы перед школой – тоже хорошая идея.
К ожидаемым результатам можно отнести снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышения самооценки учащихся, развития культуры общения.
Снижение уровня тревожности у детей, у которых есть старшие братья и сестры, тоже важно, можно дать некоторые рекомендации родителям:
не стоит сравнивать детей, нужно чаще обращаться к ним по имени, почаще используйте телесный контакт, чаще хвалите детей, чтобы у них повышалась самооценка, ведь это очень важно, нужно стараться делать меньше замечаний, особенно в присутствии другого ребенка и меньше ругать их, также в присутствии других, не унижать детей, с детьми также нужно обсуждать неприятные или трудные ситуации, в которые они могли попасть, доверяйте детям, не следует завышать требования (ребенок испытывает беспокойство, которое перерастает в тревожность), бывают ситуации, когда ребенок начинает думать в таких случаях «если я не справлюсь, то мама перестанет меня любить», также нужно уделять равное внимание детям, иначе кто-то будет думать, что другого любят больше, отсюда следует ревность и негативные последствия, не нужно загружать ребенка обязанностями по дому [13].
На формирование индивидуальных различий влияет не только место ребенка среди братьев и сестер. Важный фактор — это стиль отношения родителей к детям. С появлением каждого следующего ребенка их реакции и поведение меняются. Меняется ситуация в семье, материальное положение. [9].
Работа с детьми, здесь одна главная и основная задача, выработка и укрепление уверенности в себе, а также собственных критериев успешности. Здесь работу необходимо вести в трех направлениях:
- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности, в то, что он делает;
- учить ребёнка снимать напряжение в мышцах, расслабиться и создать комфортную обстановку;
- обучить умению управлять собой в ситуациях, вызывающее наибольшее беспокойство.
Очень частое явление – установка родителей насчет оценок или поведения ребенка, если он не может этому соответствовать, то не надо отказывать ребенку в любви и поддержке, необходимо, чтобы ребенок жил в атмосфере тепла, любви и доверия.
Таким образом, особенностями профилактики у детей младшего школьного возраста является: очередность рождения, В качестве профилактики можно провести: индивидуальные и групповые занятия музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, просвещение родителей и педагогов, подготовительные курсы или группы к школе, кружки или дополнительные занятия с ребятами из старших классов, а также рекомендации при работе и воспитании таких детей, данные методы направлены на повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка внушать напряжение, расслабиться и создать комфортную обстановку, умение управлять и вести себя в ситуациях, которые вызывают большое беспокойство, тревожность и страх.
Особое внимание следует уделить своевременной диагностике, профилактике и коррекции детской тревожности, направленных на повышение самооценки ребенка, внушение веры в способности, обучение ребенка расслабляться и создавать обстановку, пока она не стала устойчивым личностным образованием
Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Железногорская школа №1» (далее КГБОУ Железногорская школа №1) с детьми младшего школьного возраста, в двух параллельных четвертых классах. Они также были разделены на группы, первая – есть старшие братья и сестры, вторая – нет старших братьев и сестер.
Цель данного эксперимента – определить в какой группе уровень тревожности будет выше.
Как писалось выше, есть гипотеза - у группы детей младшего школьного возраста, у которых есть старшие братья и сёстры уровень тревожности ниже, чем у группы детей, которые не имеют старших братьев и сестёр.
В соответствии с целью, задачей и гипотезой нашей работы, экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов:
1. Ознакомительный;
2. Подбор диагностических методик и тестов, которые будут соответствовать целям и задачам работы;
3. Знакомство с детьми;
4. Проведение диагностических методик;
5. Обработка и анализ результатов.
Для диагностики уровня тревожности в двух группах, были выбраны следующие две методики: несуществующее животное и шкала личной тревожности А. М. Прихожан.
После проведения данной методики можно сказать, что гипотеза частично подтвердилась, всё таки исходя их этой методики нельзя определить уровень тревожности, а только сказать в какой группе, к примеру, количество детей с тревогой больше, то есть, в группе у кого были старшие братья и сёстры с тревожностью оказалось около 4-х человек, а в группе, где не было старших братьев и сестёр 7 человек.
После математической обработки двух методик – несуществующее животное и методика А. Прихожан, по результатам, можно отметить, что гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева, И.А. Коррекционные техники в школе / И.А. Агеева. – СПб.: Речь, 2004. – 184 с.
2. Александрова, Ю.И. Психофизиология / Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
3. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. – СПб., 2008. – 288 с.
4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М.: Изд-во Просвещение, 1997. - 250 с.
5. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - М.: Речь, 2017. – 656 с.
6. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 2017. – 464 с.
7. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых / В.Р. Кисловская. — Алма-Ата, 2004. – 60 с.
8. Колпакова, М.Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе / М.Ю. Колпакова. -М.: Никея, 2015. - 160 с.