НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пиленко Д.М. Эмоциональное развитие современных детей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Достаточно часто страдают дети, поступившие в детский сад, с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, обеднённой эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьёй. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами. Чтобы разобраться в себе, собственных эмоциях, ребёнок должен уметь переводить эмоции в словесный план. Учитывая, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен, становится понятно, что ребёнку необходима помощь взрослого. Усвоение «языка» эмоций даёт возможность ребёнку точно дифференцировать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих. Когда ребёнок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, - это придаёт ему уверенность. Таким образом, важно научить детей осознавать и вербально передавать собственные эмоциональные состояния, понимать эмоции окружающих.
Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально потребностной сферы, направленных ценностей и установок (Т. И. Бабаева, О. Л. Князева, Р. В. Овчарова и др.). С этих позиций на занятиях в ДОУ нужно решать задачи раскрытия ребёнку мира и его собственных переживаний и переживаний окружающих, воспитания чувства, развития воображения, самостоятельности детей, расширения их социальной компетентности, формирования эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Необходимо уделить внимание развитию у детей умений, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения. А также, занятия должны строится в доступной и интересной для детей форме, с учётом особенностей их интеллектуального и речевого развития, обеспечить последовательное усложнение программного материала, осуществляя связь с предыдущим. Дети должны познакомится с проявлениями основных эмоциональных состояний людей: любопытством, радостью, удивлением, печалью, отвращением, злостью, самодовольством, страхом и спокойствием.
В ДОУ эмоциональное воздействие на ребёнка можно осуществить следующими средствами: сюжетно-ролевые игры, психогимнастические игры, подвижные игры, коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, игры для развития воображения, игровые упражнения, мимические этюды, прослушивание музыки и обсуждение её, чтение сказок и рассказов, знакомство с живописью.
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста — длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников (педагогов, воспитателей, психологов, родителей). Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.

Библиографический список:

1.       Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей / И. О. Карелина; Академия развития, 2006
2.       Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2006.
2018