Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [р];
-учить согласовывать существительные с числительными;
-продолжать учить определять положение звука в слове;
-продолжать учить составлять предложения из 3ех слов.
Коррекционно-развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, схема характеристики звука [р], записка от жителей острова, деревянная игрушка «корабль» и «пираты», деревянные домики, картинки рыбок, картинка русалочки, картинки ракушек, деревянная игрушка «дельфин», картинки пиратских кораблей, разрезная карта для поиска сундука, картинка пирата, сундук.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: По дороге в кабинет, я нашла записку. Здесь написано, что Капитан Карабас украл сундук со звуком [р] у жителей острова. И теперь они не могут произносить этот звук. Поможем жителям найти сундук, чтобы они правильно произносили звук [р]?
Ребенок: Да.
Логопед: Сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он был сильным и правильно проговаривал все звуки.
2.Артикуляционная гимнастика.
Выполняются упражнения:
«Чистим верхние зубки»
«Маляр»,
«Грибок»,
«Лошадка»,
«Барабанщик».
3. Характеристика звука [р]. Особенности артикуляционного уклада.
Логопед: До того как мы отправимся в путешествие, нам необходимо вспомнить, как нужно произносить звук [р]. Произнесём этот звук и определим, какой он?
Ребенок произносит звук [р] и дает его характеристику: согласный, звонкий, твёрдый.
Логопед: Понаблюдай, как мы произносим звук [р].
-Рот открыт.
-Что делают губы?
-Где находится кончик языка?
-Что делает язык?
4.Дыхательная гимнастика.
Логопед: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен корабль. А что должно быть у корабля, чтобы он плыл?
Ребенок: Парус.
Логопед: Подними паруса и подуй на них.
5.Речевая зарядка.
Логопед: Что нам еще не хватает? Нам нужна команда. Чтобы взять пиратов с собой, нужно назвать их по именам.
1 пирата зовут РА-РА
2 пирата зовут АРА-АРА
3 пирата зовут АР-АР
Ребенок повторяет имена пиратов.
6.Развитие фонематического слуха.
Логопед: Нужно посмотреть, что у нас есть съедобного на корабле.
Повтори только те слова, в которых услышишь звук [р].
Слова: Салат, рыба, мясо, хлеб, горох, плов, макароны, булка, крупа, каша, картошка.
7.Игра «Ракушки»
Логопед: Пора отправляться в путешествие. К нам навстречу плывет русалка. Она рассыпала свои ракушки. Поможем русалке? Тебе нужно выбрать только те картинки, на которых слово со звуком [р]. (рис.1)
Логопед: Русалочка благодарит тебя и вручает часть карты для поиска потерянного сундука.
8.Игра «Морские домики» на определение положения звука в слове.
Логопед: Мы оказались в заливе, где очень много рыб. Но они почему-то грустные. Оказывается, они потерялись. Поможем им найти свои домики?
Слова: рыба, корабль, ракушка, ветер, коралл, вечер, матрос, пират, катер.
Ребенок выполняет задание и получает от рыбок 2 часть карты.
9.Пальчиковая гимнастика «В море плавает дельфин».
Логопед: Поплыли дальше. На пути к нам плывет одинокий дельфин. Оказывается, с ним никто не играет. Поиграем с ним? (рис.2)
В море плавает дельфин (ладони вместе, выполняются волнообразные движения)
Много рыб, он не один (ладони вместе, кисти рук двигаются из стороны в сторону)
Вот растет трава морская (руки ладонями вверх, перебираем пальчиками)
И ракушки в ней сверкают (открываем и закрываем ладони)
Пять медуз в волнах играют (руки ладонями вниз, перебираем пальчиками)
Солнце лучами пригревает (прижать большие пальцы, остальные растопырить)
Веселиться вся Земля (прижать растопыренные пальцы, показывая шар)
Дружат в мире Ты и Я (сжать руки в замок)
Логопед: дельфин благодарит тебя и вручает третью часть карты.
10.Игровое упражнение «Сосчитай-ка» на согласование существительных с числительными. (рис.3)
Логопед: Нам навстречу плывут пиратские корабли. Нужно сосчитать сколько их.
Ребенок считает пиратские корабли и находит в одном из них четвертую часть карты. Он составляет из частей карту и узнает, что сундук находится в лагере пиратов.
11.Игра «Составь предложение».
Логопед: Мы добрались до лагеря пиратов. Злой пират охраняет наш сундук. Нужно выполнить его задание, чтобы получить сундук.
Ребенок составляет предложения из трех слов. (рис.4)
Пират _рыба.
Пират _помидор.
Пират _парус.
12.Подведение итогов.
Логопед: ура, мы получили сундук. В нем находится подсказка как правильно произносить звук [р]. Отправим его на остров, чтобы жители острова всегда правильно произносили этот звук. Они благодарят тебя и вручают на память раскраску.
-Какой звук мы сегодня изучали на занятии?
-Какая игра тебе понравилась больше всего?
(Рисунок 1. Игра «Ракушки»)
(Рисунок 2. Пальчиковая гимнастика «В море плавает дельфин».)
(Рисунок 3. Игровое упражнение «Сосчитай-ка»)
(Рисунок 4. Игра «Составь предложение».)
Библиографический список
1. Оксана Киреева: Планы занятий по постановке и автоматизации звука [р] Издательство: Детство-Пресс, 2016 г.2. Автоматизация звука "Р". Учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками. ФГОСН Редактор: Перепелкина А. В.