Габидуллина Р. И. Конспект индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука Р в слогах, словах и предложениях на тему «Морское путешествие в поисках сундука»
Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [р]; -учить согласовывать существительные с числительными; -продолжать учить определять положение звука в слове; -продолжать учить составлять предложения из 3ех слов. Коррекционно-развивающие: -развивать слуховое и зрительное внимание; -развивать фонематический слух; -развивать общую и мелкую моторику рук; Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, схема характеристики звука [р], записка от жителей острова, деревянная игрушка «корабль» и «пираты», деревянные домики, картинки рыбок, картинка русалочки, картинки ракушек, деревянная игрушка «дельфин», картинки пиратских кораблей, разрезная карта для поиска сундука, картинка пирата, сундук. Ход занятия: 1. Организационный момент Логопед: По дороге в кабинет, я нашла записку. Здесь написано, что Капитан Карабас украл сундук со звуком [р] у жителей острова. И теперь они не могут произносить этот звук. Поможем жителям найти сундук, чтобы они правильно произносили звук [р]? Ребенок: Да. Логопед: Сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он был сильным и правильно проговаривал все звуки. 2.Артикуляционная гимнастика. Выполняются упражнения: «Чистим верхние зубки» «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Барабанщик». 3. Характеристика звука [р]. Особенности артикуляционного уклада. Логопед: До того как мы отправимся в путешествие, нам необходимо вспомнить, как нужно произносить звук [р]. Произнесём этот звук и определим, какой он? Ребенок произносит звук [р] и дает его характеристику: согласный, звонкий, твёрдый. Логопед: Понаблюдай, как мы произносим звук [р]. -Рот открыт. -Что делают губы? -Где находится кончик языка? -Что делает язык? 4.Дыхательная гимнастика. Логопед: Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен корабль. А что должно быть у корабля, чтобы он плыл? Ребенок: Парус. Логопед: Подними паруса и подуй на них. 5.Речевая зарядка. Логопед: Что нам еще не хватает? Нам нужна команда. Чтобы взять пиратов с собой, нужно назвать их по именам. 1 пирата зовут РА-РА 2 пирата зовут АРА-АРА 3 пирата зовут АР-АР Ребенок повторяет имена пиратов. 6.Развитие фонематического слуха. Логопед: Нужно посмотреть, что у нас есть съедобного на корабле. Повтори только те слова, в которых услышишь звук [р]. Слова: Салат, рыба, мясо, хлеб, горох, плов, макароны, булка, крупа, каша, картошка. 7.Игра «Ракушки» Логопед: Пора отправляться в путешествие. К нам навстречу плывет русалка. Она рассыпала свои ракушки. Поможем русалке? Тебе нужно выбрать только те картинки, на которых слово со звуком [р]. (рис.1) Логопед: Русалочка благодарит тебя и вручает часть карты для поиска потерянного сундука. 8.Игра «Морские домики» на определение положения звука в слове. Логопед: Мы оказались в заливе, где очень много рыб. Но они почему-то грустные. Оказывается, они потерялись. Поможем им найти свои домики? Слова: рыба, корабль, ракушка, ветер, коралл, вечер, матрос, пират, катер. Ребенок выполняет задание и получает от рыбок 2 часть карты. 9.Пальчиковая гимнастика «В море плавает дельфин». Логопед: Поплыли дальше. На пути к нам плывет одинокий дельфин. Оказывается, с ним никто не играет. Поиграем с ним? (рис.2) В море плавает дельфин (ладони вместе, выполняются волнообразные движения) Много рыб, он не один (ладони вместе, кисти рук двигаются из стороны в сторону) Вот растет трава морская (руки ладонями вверх, перебираем пальчиками) И ракушки в ней сверкают (открываем и закрываем ладони) Пять медуз в волнах играют (руки ладонями вниз, перебираем пальчиками) Солнце лучами пригревает (прижать большие пальцы, остальные растопырить) Веселиться вся Земля (прижать растопыренные пальцы, показывая шар) Дружат в мире Ты и Я (сжать руки в замок) Логопед: дельфин благодарит тебя и вручает третью часть карты. 10.Игровое упражнение «Сосчитай-ка» на согласование существительных с числительными. (рис.3) Логопед: Нам навстречу плывут пиратские корабли. Нужно сосчитать сколько их. Ребенок считает пиратские корабли и находит в одном из них четвертую часть карты. Он составляет из частей карту и узнает, что сундук находится в лагере пиратов. 11.Игра «Составь предложение». Логопед: Мы добрались до лагеря пиратов. Злой пират охраняет наш сундук. Нужно выполнить его задание, чтобы получить сундук. Ребенок составляет предложения из трех слов. (рис.4) Пират _рыба. Пират _помидор. Пират _парус. 12.Подведение итогов. Логопед: ура, мы получили сундук. В нем находится подсказка как правильно произносить звук [р]. Отправим его на остров, чтобы жители острова всегда правильно произносили этот звук. Они благодарят тебя и вручают на память раскраску. -Какой звук мы сегодня изучали на занятии? -Какая игра тебе понравилась больше всего?
(Рисунок 1. Игра «Ракушки»)
(Рисунок 2. Пальчиковая гимнастика «В море плавает дельфин».)
(Рисунок 3. Игровое упражнение «Сосчитай-ка»)
(Рисунок 4. Игра «Составь предложение».)
Библиографический список
1. Оксана Киреева: Планы занятий по постановке и автоматизации звука [р] Издательство: Детство-Пресс, 2016 г. 2. Автоматизация звука "Р". Учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками. ФГОСН Редактор: Перепелкина А. В.