НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Пономарева Е.В. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством создания экологической тропы на территории детского сада

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем современности, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура – это неотъемлемая часть общей культуры человека.
Формирование экологической культуры – это формирование культуры общения с миром растений и животных. Иными словами, это воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы.
Формирование экологической культуры личности – сложный и длительный процесс. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, к природным богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли «читать» книгу природы и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле.
К сожалению, народная культура отношений человека к природе во многом утрачена, а ее возрождение - важная и благородная задача педагогической науки и практики.
Глобальные проблемы современности требуют переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее отношение человека к природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней.
На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее актуальной. Следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающей экологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.
Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.
Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.
Основным принципом создания экологической тропы является включение в маршрут как можно больше интересных объектов. Как правило, включаются все природные объекты, имеющиеся на территории детского сада.
Таким образом, экологическая тропа состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Видовыми точками могут стать:
-         отдельные растения. Старые и молодые деревья, кустарники разных видов, экземпляры с необычной по форме кроной или стволом, например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол, растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями, сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни, крупные травянистые растения (лопух, крапива);
-         сообщества растений. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения;
-         фрагменты ландшафтов. Луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями;
-         участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности. Естественные и искусственные гнездовья (кормушки, муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли, сезонные скопления насекомых;
-         участки с интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками;
-         специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния солнца (солнечные часы);
-         поляна сказок (сказочные скульптуры, строения);
-         птичья столовая с кормушками;
-         клумбы — обычные и особого назначения (с растениями - часами, растениями - барометрами);
-         огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля», в северных районах – теплицы);
-         участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.
Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например, проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.
Таким образом, организация экологической тропы на территории детского сада помогает в полной мере создать условия и решить задачи по вопросу формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. А также с помощью экологической тропы становится возможным организовать деятельность детей в соответствии ФГОС ДО.
ketrintiamo@mail.ru, 8-952-304-00-98
2018