НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Светлакова А. П. Методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Расширение сферы финансовых услуг, их усложнение и появления новых финансовых инструментов, необходимость использования их в повседневной жизни, а также принятие при этом правильных финансовых решений, говорят о необходимости приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.
Первым социальным институтом, который может помочь ребенку адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчить его вхождение во взрослую жизнь с ранних лет, является семья.
Недостаточный уровень финансовой грамотности некоторых родителей не позволяет быть для ребенка примером, выступать как инструмент формирования правильных навыков по управлению финансами, не позволяет сформировать ту систему позитивных установок, которая поможет ребенку в будущем принимать правильные решения. Такое безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов является главной причиной финансовых проблем во взрослой жизни.
Так как правильное отношение к денежным средствам закладывается еще в детстве, дошкольному учреждению необходимо стать той самой первой ступенью в цепочке социальных институтов по воспитанию финансовой грамотности дошкольников.
Самым продуктивным возрастом для включения дошкольников в образовательную деятельность по экономическому воспитанию является возраст 5-7 лет. В этом возрасте закладываются такие особенности личности, как ответственность, бережливость и сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного человека.
Воспитание у ребенка рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, могут помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Для этого дошкольной образовательной организации необходимо решать ряд задач:
- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; - положить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность.
Огромная роль в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста отводится воспитателям дошкольного учреждения, которые должны обладать рядом компетенций по формированию финансово-экономических основ у дошкольников.
Так как в современной педагогике отсутствуют образовательные программы по финансовому просвещению всех участников образовательных отношений, необходимо в ДОУ организовать методическое сопровождение педагогов, направленное на повышение их профессионального мастерства в вопросах финансовой грамотности у дошкольников.
Методическое сопровождение условно можно разделить на шесть этапов:
·          1-й - определение уровня сформированности соответствующей компетенции у педагогов (анкеты, тесты, опросники);
·          2-й - определение приоритетных задач работы с педагогами, в том числе индивидуальной; составление плана работы с педагогами;
·          3-й - повышение теоретических и практических знаний педагогов (педагогические коучинг-сессии, образовательные интерактивы, информационные лектории, курсы повышения квалификации, семинары-практикумы, вебинары, консультации, научно-практические конференции и т.д.);
·          4-й - оказание помощи в разработке авторских образовательных программ, методических пособий, рекомендаций и т.д.
·          5-й - трансляция педагогического опыта (творческая мастерская): мастер-классы, открытая образовательная деятельность, презентации мини-проектов, авторских образовательных программ, методических разработок и т.д.
·          6-й - создание в ДОУ системы работы по формированию основ финансовой грамотности воспитанников.
Параллельно со всеми этими этапами должен проводиться анализ имеющихся условий по формированию основ финансовой грамотности у детей (материально-технических, развивающей предметно-пространственной среды, учебно-методического обеспечения) и, при необходимости, составлением плана по их улучшению.
И, конечно, же образовательная деятельность по изучению основ финансовой грамотности будет более эффективной, если в процесс активно включать родителей, повышать их знания в области формирования основ финансовой грамотности у детей, обеспечивать их необходимыми материалами, которые они смогут использовать в работе с детьми в домашних условиях.
Профессионализм педагогов, созданные в ДОУ условия, заинтересованность родителей позволят достичь поставленной цели и сформировать у ребенка хорошую основу финансовой грамотности.

Библиографический список

1. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников [Электронный ресурс]. URL:https://docs.edu.gov.ru/document/f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/download/1295/(дата обращения: 05.04.2020).
2. Методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2020/03/10/proekt-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-po-formirovaniyu (дата обращения: 05.04.2020).
3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov_02.pdf(дата обращения: 11.04.2020).
2020