НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Чванова Н.Ю. Использование квест-карт на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Говоря об актуальности данной темы, обратимся к такому современному понятию, как «Поколение М», или дети многозадачности.
Итак, любой взрослый человек, независимо от рода его деятельности, вынужден в течение дня выполнять множество действий, решать различного рода задачи, причем делать это одновременно. Так, хозяйка, готовя ужин для семьи параллельно помогает старшим детям делать уроки, с младшим - учить стихотворение к утреннику и, при этом, отвечать на звонки родных и коллег по телефону. Такой темп жизни нам, взрослым, диктует время, в котором мы живем.
Что же касается детей, то они с рождения вовлечены в этот процесс. Вспомним игрушки из нашего детства (имеется в виду поколение 80-х и раньше). Это пирамидка, кубики, пупс, мяч и т.д. Все эти игрушки статичные, спокойных тонов. Какие же игрушки мы видим у современных малышей? Их окружают различные музыкальные мобили, развивающие коврики со множеством функций, игрушки - сортировщики. Даже обычные ходунки - каталка снабжены развивающим планшетом и контролем скорости! Это не говоря уже о различных гаджетах для детей постарше. Все эти игрушки многофункциональны, т.е. ими можно пользоваться одновременно.
Рассмотрим те навыки и компетенции, которыми должен обладать человек XXI века, чтобы уверенно чувствовать себя в социуме:
·          умение решать сложные задачи;
·          критическое мышление;
·          эмоциональный интеллект;
·          навыки суждения и принятия решений;
·          умение вести переговоры;
·          когнитивная гибкость;
·          самоорганизация;
·          аналитические способности;
·          системный подход к решению задач;
·          креативное мышление;
·          нацеленность на результат.
Таким образом, мы как современные педагоги, должны постараться развивать у детей способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, умение работать в команде, делать что-то руками и в то же время не переставать рассуждать вслух. Иначе говоря, развивать оба полушария мозга и, как следствие, - многозадачность. Здесь мы опираемся на требования ФГОС ДО, а именно на реализацию «…Программы в формах, специфических для данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности…»[1].
Анализируя выше изложенное, мною был апробирован такой инновационный метод образовательных технологий как «Квест-карты» на занятиях по развитию речи старших дошкольников.
Квест (от англ. Quest) – «поиск, предмет поисков, поиск приключений».
На занятиях по развитию речи квест–карты выполняют следующие задачи:
Образовательные:
·          каждый ребенок, как основной участник образовательного процесса, вовлечен в активный творческий процесс;
·          педагог на занятии организует групповую и индивидуальную деятельность детей, тем самым выявляя способность каждого ребенка работать по теме самостоятельно.
Развивающие:
·          на каждом занятии развиваются творческие способности ребенка, воображение;
·          активизируется поисковая деятельность дошкольников;
·          происходит формирование навыков выступлений на публику, а так же навыков исследовательской деятельности;
·          расширяется кругозор, эрудиция.
Воспитательные:
·          воспитывается толерантность, личная ответственность за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квест-карт для занятия, необходимо следовать следующим принципам:
Принципы:
1.       Принцип системности. В заданиях обязательно должна прослеживаться логическая связь. Также, предусматривается связь с заданиями пройденных ранее квестов.
2.       Принцип эмоциональной окрашенности. Решение методических задач на занятии происходит путем игровых методов и приемов.
3.       Принцип доступности заданий. Предлагаемые задания должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников.
4.       Принцип интеграции. Во время прохождения квеста, должны быть использованы разные виды деятельности детей.
5.       Принцип разумности по времени. Соблюдение временных рамок во время прохождения квеста.
6.       Принцип обратной связи. Наличие обратной связи и видимого конечного результата.
Структура занятия с использованием квест – карт:
Обязательным условием занятия с использованием квест – карт является наличие общей игровой цели. Она известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Конечная игровая цель – общая для всех команд, независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет. Также, она является основным «мотиватором» игры.
Следующий пункт – это поэтапность игры. В ходе занятия игроки в определенной последовательности проходят все этапы, решая различные задания (логические, творческие, поисковые, исследовательские и т.д.). Тем самым, команды постепенно получают недостающую информацию: ключ, подсказку, снаряжение и пр.
Все участники игры объединены в несколько команд, либо находятся в одной команде. Проходя этапы квеста, игроки действуют сообща.
Помощь игрокам в решении организационных вопросов оказывает инструктор команды - взрослый. Также, в его компетенции находится обеспечение безопасности дошкольников на протяжении всего занятия.
Таким образом, на занятиях с использованием квест-карт обязательными условиями являются:
- наличие конкретной цели, к которой движутся участники;
- все испытания и события должны быть неожиданны и разнообразны;
- выполняя задания по квест-картам, участники либо приближаются к цели, либо отдаляются от нее.
Рассмотрим значение таких занятий для ребенка – дошкольника.
Во-первых, работа с квест-картами активизирует внимание и развивает познавательный интерес. Во-вторых, у детей формируется ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий. В-третьих, игроки вовлечены в совместное обсуждение заданий, тем самым происходит обогащение детей сходными впечатлениями. В-четвертых, у детей формируется унифицированная база знаний и представлений. В – пятых, подбирая материал для составления квест-карт, педагог обращается к тем объектам, которые наиболее значимы для решения образовательных задач в группе.
Посредством организации совместной деятельности педагога и ребенка на занятиях по развитию речи с использованием квест – карт, мы ожидаем получить следующие результаты:
1.       Развитие познавательной активности и любознательности дошкольников.
2.       Формирование навыков суждения и принятия решений.
3.       Развитие творческих способностей.
4.       Формирование навыков взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи.
5.       Формирование аналитических способностей.
6.       Формирование навыков суждения и принятия решений.
7.       Нацеленности на результат.
Таким образом, мы получаем те навыки и компетенции, о которых говорили в начале статьи и которым, на мой взгляд, нужно учить подрастающее поколение.

Библиографический список

1.       Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://rg.ru./2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2.       Дубцова Г.М. Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/
3.       Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
4.       Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2 2015.
5.       Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
6.       Шишкина О.В. Изучение творческого потенциала дошкольников (воображение и креативность). //В Сборнике: Психологическое знание в контексте современности: теория и практика сборник статей по материалам III Всероссийской научно – практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года) //под общ. ред. Л.М.Попова, Н.М.Швецова. – Йошкар-Ола – 1013 – С.241-244.



[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155). П.2
2019