НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Бахарева И. В. Интерактивные технологии обучения на уроках математики

Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf


Современная действительность требует от человека не только определенных знаний и умений, но и способности легко применять свои знания на практике, способности быстро приспосабливаться, к тем или иным условиям реальности, легко взаимодействовать в работе и жизни. В связи с этим перед каждым учителем стоит вопрос, как повысить эффективность учебного процесса, достичь высокого интеллектуального развития обучающихся, обеспечить овладение ими навыками саморазвития личности. По большей части этого можно достичь, используя современные инновационные технологии, в частности технологии интерактивного обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это обучение, при котором и учитель, и ученик равноправные, равнозначные субъекты обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и выполняют.
Хотя разработку элементов интерактивного обучения можно найти ещё в работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, В. Шаталова и других педагогов 70-80 гг. всеобщего распространения в российских школах эти методы не получили. 
В поддержку активного и интерактивного обучения говорят исследования как зарубежных, так и российских психологов. По их оценке, старший школьник может, читая глазами, запомнить 10٪ информации, слушая – 26 ٪, рассматривая – 30 ٪, слушая и рассматривая – 50 ٪, обсуждая – 70 ٪, личный опыт – 80 ٪, общая деятельность и обсуждение - 90٪, обучение других – 95 ٪
Интерактивные технологии можно использовать на любом уроке и на любом его этапе.
Приведу примеры использования мною интерактивных технологий обучения на уроках.
Темаː Подобные треугольники 9 класс﴿.
Интерактивную часть урока провожу с применением технологии ʺДва, четыре, все вместеʺ.
Предлагаю учащимся сформулировать вопросы-ответы, которые раскрывают содержание основных понятий, свойств темы «Подобие треугольников», и расположить их в логической последовательности так, чтобы создать полное представление о материале, что изучили.
Объединяю учащихся в пары и прошу обсудить свои идеи друг с другом, причем пары должны не только сформулировать вопросы, но и проговорить ответы на них, а также прийти к согласию об их последовательности.
Далее объединяю пары в четверки и предлагаю им сравнить результаты своей предыдущей работы, построив сообща логическую последовательность вопросов темы. Четверка должна быть готова представить свои выводы.
На следующем этапе предлагаю каждой четверке сформулировать один вопрос-ответ в той последовательности, в которой они их определили. Вопросы записываем на доске, создавая логическую цепочку вопросов по теме. Если вопросов больше, чем полученных четверок, группы выступают в предыдущем порядке.
После пересматриваем последовательность вопросов, их важность, исключаем менее важные, второстепенные.
На мой взгляд, эта простая интерактивная технология может использоваться на уроке повторения и систематизации учебного материала по любой теме.
Для повторения теоретического материала и обучения учащихся представлять информацию с помощью схем, таблиц, рисунков в своей работе использую работу учащихся в группах.
Темаː Треугольники 7 класс﴿
 Предлагаю учащимся объединиться в группы и распределить роли, которые они будут выполнять во время групповой работы руководитель, секретарь, оформитель, докладчик.
Каждая группа получает задание с инструкцией выполнения.
1 группа.
Вспомнить определение треугольника, элементы треугольника стороны, углы высоты медианы биссектрисы, периметр.
Составить опорный конспект. Оформить презентацию для доклада
2 группа.
Вспомнить виды треугольников по углам, по сторонам, свойства равнобедренного треугольника.
Составить опорный конспект. Оформить презентацию для доклада
3 группа.
Вспомнить признаки равенства треугольников
Составить опорный конспект. Оформить презентацию для доклада
4 группа
Составить три задачи по теме свойства равнобедренного треугольника
Подготовиться к представлению своих задач классу
5 группа
Составить три задачи по теме признаки равенства треугольников
Подготовиться к представлению задач классу
После завершения работы, группы 1-3 представляют свой опорный конспект, и в результате получаем опорный конспект класса по теме «Треугольники». Далее группы 4-5 предлагают решить задачи, которые они составили.
Интерактивные технологии обучения использую и при изучении нового материала.
Темаː Геометрические построения 7 класс﴿
Использую технологию ʺМозаикаʺ.
На предыдущем уроке раздала учащимся карточки определенного цвета с номером на ней от 1 до 5. Сформировалось пять групп по пять человек.
Группы получили задания.
Красные – изучить построение треугольника по трем сторонам. Составить алгоритм построения. Составить задачи по данной теме
Синие – изучить построение угла равного данному. Составить алгоритм построения. Составить задачи по данной теме
Желтые – изучить построение биссектрисы данного угла. Составить алгоритм построения. Составить задачи по данной теме
Зеленые – изучить задачи на деление отрезка пополам. Составить алгоритм построения. Составить задачи по этой теме.
Фиолетовые – изучить построение перпендикулярной прямой. Составить алгоритм построения. Составить задачи по этой теме
На уроке учащимся предлагаю объединиться в группы соответственно цвету карточки, которую они получили ʺдомашниеʺ группы. В ʺдомашнихʺ группах учащиеся обмениваются информацией алгоритмом построения, доказательством, решают задачи подготовленные дома.
Далее предлагаю учащимся объединиться в группы соответственно своим номерам ʺэкспертныеʺ группы. Участники группы по очереди знакомят остальных с алгоритмами геометрических построений, которые изучали в ʺдомашнихʺ группах, доказывают правильность построения. В тетрадях учащиеся выполняют построения.
После учащиеся снова объединяются в ʺдомашниеʺ группы, выполняют задания.
1. Построить треугольник со сторонами
2. Построить угол, равный углу ABC
3. Разделить, построенный угол пополам
4. Найти середину отрезка CD
5. Построить прямую перпендикулярную прямой m
Для подведения итогов урока класс объединяется.
Я считаю, что использование на уроках методов и приёмов интерактивного обучения способствует формированию личностиː активно мыслящей, умеющей самостоятельно учиться, принимать продуманные решения, взаимодействовать с другими.
Более двух тысяч лет назад Конфуций сказалː
То, что я слышу, я забываю.
 То, что я вижу, я запоминаю.
 То, что я делаю, я понимаю.
Эти утверждения обосновывают необходимость активных методов обучения. Изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать кредо интерактивного обученияː
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.
То, что я вижу, слышу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Список литературыː
1. Ксендзова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.ː Педобщество России, 2000. – С. 76.
2. Прометун О. Современный урок. Интерактивные технологии обучения. – К.ː А.С.К., 2005.- 192 с.
2022