Велиева Э.О. Стиль и мастерство учителя начальных классов в рамках реализации Года педагога и наставника в России на 2023 год (из опыта работы)
Библиографическое описание: Велиева Э.О. Стиль и мастерство учителя начальных классов в рамках реализации Года педагога и наставника в России на 2023 год (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.
Учитель начальных классов - это не только преподаватель, который делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.
От учителя зависит очень многое в процессе обучения и воспитания. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений детей друг с другом, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие.
В основе мастерства учителя начальных классов – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирая их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества, организовать его так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников. Настоящий учитель начальных классов всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Необходимо также учителю начальных классов выработать свой индивидуальный педагогический стиль, который будет предполагать свои методы, умелый подбор которых будет вносить разнообразие в процесс обучения, обеспечит достижение положительных результатов.
Успешное выполнение задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся – в решающей степени определяется профессиональным и педагогическим уровнем педагогов. А это требует хорошо организованной системы становления и развития их педагогической квалификации.
В своей работе стараюсь построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. На первый план педагогического процесса сейчас выходит - общение. Найденный мною свой стиль педагогического общения, который соответствует неповторимой индивидуальности, это создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач.
Профессионально-важные качества педагогического общения, которые я использую на уроках:
- интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств.
В своей профессиональной деятельности опираюсь на педагогическую культуру: интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство, даю пример подрастающему поколению. Мои ученики с радостью подражают мне, учатся правильным манерам поведения в обществе, в коллективе. На вопросы учеников всегда опираюсь на научную теорию.
Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство и педагогическую культуру, перенимаю опыт работы у коллег, обсуждаю с педагогами новые подходы работы, технологии, творчество, учувствую в педагогических семинарах, конференциях.
Таким образом, педагогическое мастерство учителя начальных классов – это залог развития подрастающего поколения для общества. Его нравственных основ, ибо учитель несет не только знания и умения получать знания, но в большей степени он несет основы духовности, этики и эстетики, воспитывая ученика как личность, способную нести ответственность за свои действия перед обществом и своими потомками.
В рамках реализации года педагога и наставника в России делюсь опытом учителя начальных классов с коллегами.
Литература
1.Котов В. В. «Организация на уроках коллективной деятельности учащихся: Пособие по спецкурсу» Рязань, 2007.
2.Краевский В. В. «Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ» – М.: Педагогика, 2010.
3.Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников» – М.: Просвещение, 2006.
4.Сластенин В. А., Мищенко А. И. «Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя» – М., 2017.
5.Слободчиков В. И. «Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ». Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 2007.