НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Владимирова Г.И. Организация логопедической помощи детям раннего возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

Аннотация. В данной статье предлагаются игры, упражнения и некоторые специальные приемы в работе с малышами, с помощью которых можно активизировать речь детей раннего возраста, и продолжить реализацию речевого потенциала ребенка.
Ключевые слова. Создание речевой среды, речевое общение во всех режимных моментах, эмоциональность, экспрессивная и активная речь ребенка.
Для организации ранней помощи ребенку, необходимо долгое, вдумчивое обследование ребенка специалистами. Правильно поставленный диагноз ребенку – успешное начало формирования речевых навыков малыша.
Наиболее распространенный диагноз детям раннего возраста – ЗРР, задержка речевого развития. И поэтому важно, своевременно исправлять нарушенную речь, чтобы впоследствии иметь хорошие результаты в речевом развитии ребенка.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности, устраняют препятствия для социализации и приобретения знаний. Для развития речи малышей необходимо создание речевой среды. С ребенком нужно постоянно общаться, проговаривая все режимные моменты, (одевание, раздевание, умывание, еда, прогулка).
Например: Во время умывания взрослый берет в руки мыло, называет его несколько раз, дает его в руки ребенку для обследования, чтобы малыш ощупал его, рассмотрел и произвел с ним нужные действия. Во время повседневного бытового общения взрослый учит ребенка вслушиваться в речь и стараться выполнять предложенные ему действия, усложняя задачи, за счет увеличения количества слов. «Принеси куклу, принеси большую куклу, маленькую и т.д.» При этом стараться не использовать жесты, а пользоваться речью.
Правильное применение речевых инструкций малышом поощряется похвалой, угостить его печеньем, конфетой или вкусным соком. И одно из главных условий появления у ребенка активной речи – это соблюдение взрослыми единых требований к речевому общению с ребенком. Не старайтесь навязывать малышу постоянное повторение слов, это может насторожить ребенка и отодвинуть его речь на более удаленный срок, а нужно постараться помочь ребенку в создании ситуации, в которой ребенок будет вынужден пользоваться речью. Ребенок раннего возраста освоил игровые действия с мячом; катание мяча по полу, с горки, бросание мяча в корзину, и тогда взрослый предлагает малышу поиграть с мячом, а ребенок не соглашается и пытается жестами показать как ему хочется поиграть с мячом, взрослый намеренно показывает непонимание жестов ребенка, а просит малыша использовать речь: «Не понимаю, скажи» и ребенок вынужденно называет слово «гока», то есть малыш просит покатать мяч с горки. Малыш способен заниматься продуктивно тогда, когда ему по-настоящему интересно. А для этого необходима наглядность и практическая игровая ситуация. Чем лучше будет общение ребенка со взрослым тем быстрее он будет переходить из пассивной речи в активную.
А поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной и могла стать образцом для подражания детям. Речь окружающих должна быть правильной, чистой без речевых нарушений, слова надо произносить четко с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого) с выделением ударного слога, взрослый должен говорить простыми короткими фразами, одни и те же слова, словосочетания и предложения нужно употреблять по несколько раз, в течение одного занятия, а затем повторять их на следующих занятиях, в речи использовать варьирование голосом, темпом, интонацией. Постепенно нужно менять уровень требований к речи ребенка, так как речевые навыки малыша расширяются и ему необходимо речевое общение не только со взрослыми, но и со сверстниками, а для этого нужно проводить специальные занятия с детьми раннего возраста. При проведении занятий с малышами необходимо создание эмоционально положительной атмосферы, маленькие дети хорошо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициатором игр становится взрослый. Эти игры просты в исполнении и очень любимы детьми.
Вот пример некоторых игр: «Ку-ку» Для этой игры нужна деревянная народная игрушка – Петрушка в деревянной ступке, или игрушки би-ба-бо и небольшая ширма. Ребенка привлекают звоном погремушки, бубенчика и словами: - Ой! Кто это там? Затем Петрушка показывается со словами: Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторять несколько раз. Такая эмоциональная игра развивает внимание ребенка.
Следующая игра «Солнечный зайчик» Для этой игры понадобится маленькое круглое зеркальце или небольшой фонарик. Взрослый берет зеркало и ловит солнечный луч, или включает фонарик. –Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает - прыг-скок! Можно предложить ребенку потрогать световое пятно, то есть поймать солнечного зайчика, солнечный зайчик «убегает», а малыш его ловит.
Кроме эмоциональных игр необходимо научить ребенка отвечать на вопросы, задаваемые взрослыми. Вопрос должен быть простым, доступным пониманию ребенка этого возраста и должен произносится, в виде короткой фразы из двух-пяти слов. –Какого цвета шарик? Взрослый должен выдержать паузу и дождаться ответа ребенка: «Красный шарик». Или какая на улице погода? (пауза) – Идет дождик
Развитие речи невозможно представить без развития движений. Поэтому важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики ребенка с самого раннего детства. Развитие двигательных навыков имеет огромное значение в жизни ребенка. Умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по лесенке, по канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, самокате, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям, играть с мячом – все эти умения и навыки используются потом в течение всей последующей жизни. Для укрепления речевых навыков ребенка, необходимо укреплять пальцевую моторику детей, чем лучше она развита, тем богаче и разнообразнее будет речь ребенка..Самые разнообразные действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты – ложку, вилку, ножницы, умение одеваться, раздеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, застежки молнии. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Для укрепления пальцев рук необходимо проведение специальных игр и упражнений, на их основе ребенок учится выполнять разные движения, складывать пальцы в определенную позицию и удерживать ее и в результате этих тренировок движения рук становятся более умелыми и обладают большими возможностями. Одно из рекомендуемых упражнений «Катись карандаш» Для этой игры понадобится карандаш с ребристыми краями, пусть малыш покатает карандаш между ладошками вперед, назад, показать ребенку прокатывание карандаша между горизонтальными и вертикальными линиями, или покатать карандаш по столу.
Так же для укрепления мелкой моторики рук хорошо использовать различные крупы. Особые тактильные ощущения при перебирании круп дают уникальную возможность ребенку ощутить разнообразную фактуру бобовых; гороха, фасоли, пшена, риса, гречки и многих других круп. – Игра «Гороховый град» предложить детям сыпать горох в большой таз, слушать звонкие перестукивания горошин о дно таза, а затем предложить ребенку походить босыми ногами по этим горошинам.
Одним из приемов развития у ребенка активной речи является прием «договаривания слов» - маленькому ребенку удобно тренировать речь, используя одни и те же слова и тексты. Этот прием активно применяется при использовании стихотворных текстов, рассказов, сказок, потешек. Когда малыш хорошо запомнил текст детской книжки и хорошо ориентируется в картинках на страницах любимых книг, читая знакомые тексты пропускайте важные слова, оставляя в потоке речи паузы и при этом, давая возможность ребенку договорить нужное слово самостоятельно. Не стоит надеяться, что ребенок сразу начнет договаривать слова, он будет ждать их от вас. В этом случае называете слово, а малыша побуждайте показать нужную картинку пальчиком. Например: в русской народной сказке «Колобок». Взрослый читает ребенку хорошо знакомую сказку. –Жили были дед (при произнесении слова берем пальчик ребенка и показываем деда, затем бабку, а потом колобка и остальных персонажей сказки) Часто после проведенной работы ребенок сам начинает договаривать пропущенное слово одновременно с показом картинки. Но если ребенок молчит, то взрослый договаривает это слово самостоятельно, но после более длительной паузы и продолжает побуждать малыша договаривать слово, которого не хватает в тексте.
Еще одним приемом активизации речи детей раннего возраста является использование сюрпризных моментов. Таких как – книжки –игрушки. Книжку-игрушку можно не только приобрести в магазине, но и изготовить ее самостоятельно, вместе с малышом, это еще больше приблизит ребенка к активной речевой позиции. Во время совместного изготовления книги рисуем рисунки (можно использовать трафареты) на одной половине листа зайку, а на другой половине листа нарисуйте лису, затем загните первую половину листа и нарисуйте елочку – таким образом заяц спрятался от лисы за елочкой. Сюжеты таких рисунков-пряток можно придумать самые разные. Весь процесс совместного рисования необходимо сопровождать речью, слова и фразы должны быть просты понятны и убедительны для малыша.
Игра «Где же ежик?» - Мишка и ежик живут в лесу. Они большие друзья и любят играть вместе. Сегодня они решили поиграть в прятки: ежик прячется, а мишка ищет. Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать. Ежик оглянулся вокруг – куда же спрятаться? Давай поможем ежику спрятаться! Возьми изображение елочки и накрой ежика – теперь он не виден. А теперь поможем медвежонку найти ежика.
После этих рекомендаций речь ребенка будет активизироваться, наполняться смыслом, а значит, речевое общение с малышом будет доставлять радость взрослым и сверстникам.
 
Библиографический список
1.       Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва: Эксмо, 2015.­-320 с.
2.       Тверская О. Н., Кряжевских Е. Г. Т26 Альбом для обследования речевого развития детей 3—7 лет (экс-. пресс-диагностика): Методическое издание. — СПб.: ООО «ИЗДА-ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 64 с.
3.       Помогите малышу заговорить. Е.Янушко - Москва: Эксмо, 2015. – 424 с.
4.       Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева. Ярославль.: ТОО “Гринго”, 1995.- 240с.
2020