НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Петрова Л.О. Развитие воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий

Библиографическое описание:
Петрова Л.О. Развитие воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

Развитие воображения является важным аспектом развития детей дошкольного возраста. Воображение позволяет детям создавать и воспроизводить мир в своем воображении, играть ролевые игры, экспериментировать с различными идеями и концепциями. Оно способствует развитию креативности, логического мышления, эмоционального интеллекта и социальных навыков.

Традиционные методы развития воображения, такие как чтение книг и рассказы, игры с игрушками и конструирование, остаются важными и эффективными. Однако использование нетрадиционных технологий может значительно обогатить опыт детей и расширить их возможности для развития воображения.

Одной из нетрадиционных технологий, которая может существенно способствовать развитию воображения, является использование виртуальной реальности (VR). VR позволяет детям погрузиться в виртуальное пространство и взаимодействовать с ним. Они могут исследовать различные миры, создавать свои собственные истории и приключения, и даже взаимодействовать с другими детьми в виртуальной среде. Это помогает развивать их воображение, фантазию и творческое мышление.

Еще одной нетрадиционной технологией, которая может способствовать развитию воображения, является использование аугментированной реальности (AR). AR позволяет детям видеть виртуальные объекты и персонажей в реальном мире через использование специальных устройств, таких как смартфоны или планшеты. Они могут создавать свои собственные истории и игры, взаимодействовать с виртуальными персонажами и объектами, и даже создавать свои собственные виртуальные миры. Это развивает их воображение, креативность и пространственное мышление.

Кроме того, использование нетрадиционных технологий, таких как робототехника и программирование, также может способствовать развитию воображения. Дети могут создавать своих собственных роботов, программировать их для выполнения различных задач и взаимодействовать с ними. Это развивает их логическое мышление, проблемное решение и креативность.

Также для развития воображения, творческого мышления, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности, рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования.

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных.

Один из вариантов использования нетрадиционных техник в рисовании:

1. Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Также нетрадиционные технологии рисования, такие как цифровое рисование и использование интерактивных досок, предоставляют детям новые возможности для выражения своего воображения и развития художественных навыков.

Цифровое рисование позволяет детям создавать и редактировать свои произведения искусства на компьютере или планшете. Они могут использовать различные инструменты и эффекты, чтобы придать своим рисункам уникальный вид. Также цифровое рисование позволяет детям экспериментировать с разными стилями и техниками, такими как акварель, масло или карандаш. Оно развивает их творческое мышление, координацию движений и визуальное восприятие.

Использование интерактивных досок также является нетрадиционной технологией рисования. Дети могут рисовать на специальной поверхности, которая реагирует на их движения. Они могут использовать различные инструменты, цвета и эффекты, чтобы создавать свои произведения искусства. Интерактивные доски развивают их моторику, визуальное восприятие и координацию движений.

В целом, использование нетрадиционных технологий в развитии воображения детей дошкольного возраста предоставляет им новые возможности для исследования, творчества и взаимодействия. Это помогает им развивать свое воображение, креативность и социальные навыки, что является важным фактором в их общем развитии.

Список литературы:

1. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника - М.: Знание, - 1986. - 50 с.

2. Репина Т.А. Развитие воображения / Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2014. - 342 с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Мозаика – Синтез, — 2005. — 62 с.
2023