НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Хакимова М.В. Влияние патриотического воспитания дошкольников на дальнейшие нравственные их ориентиры в жизни

Библиографическое описание:
Хакимова М.В. Влияние патриотического воспитания дошкольников на дальнейшие нравственные их ориентиры в жизни // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Сегодня нравственное воспитание является важной стороной общего развития дошкольников. Ведь только в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

Патриотическое воспитание идет совместно с нравственным воспитанием ребенка дошкольника.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Методы и приемы патриотического воспитания, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Важно мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Воспитателю нужно стремиться учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

В систему работы по патриотическому воспитанию детей входит:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;

- воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Ознакомление с явлениями общественной жизни:

- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой:

- воспитание любви к природе родного края;

- воспитание бережного отношения к родной природе;

- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Ценностный и социокультурный аспекты патриотического воспитания, через которые воспитываются нравственные ориентиры в жизни дошкольника, выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:

- В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

- В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «об отечественных традициях и праздниках».

- Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

- Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).

Условиями воспитания патриотических чувств в ДОУ является использование игровой деятельности, народной культуры, литературы.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста во многом формируется через игровую деятельность. Дети учатся уважать родной город, друг друга, помогать взрослым, и т.д., тем самым параллельно развивается нравственные ориентиры.

Специально организованная среда в группе, по нравственно-патриотическому воспитанию детей дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации с трудом, жизнью, культурой людей.

Через беседы, занятия, игры, трудовую деятельность, формируется модель дошкольника – физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно формировать представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный человек, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2023