Актуальность программы
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально - эстетического отношения к действительности.
Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребёнка, его психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно – активного отношения к окружающему. Природа вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии всегда является живым родником творчества. Воздействия на эмоции ребенка своими качествами – совершенством форм, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, такими как аппликация, а для формирования чувства прекрасного в сочетании с экологией.
Новизна
Программа носит инновационный характер, т.к. в системе работы для развития творческих способностей детей используются нетрадиционные техники аппликации через ознакомление с окружающим.
Педагогическая целесообразность
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания.
Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Чудесная аппликация».
Цель: развитие творческих способностей младших дошкольников в процессе использования нетрадиционных техник аппликации через ознакомление с окружающим.
Задачи:
- учить овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов;
- развивать эстетическое восприятие природы, мышление, фантазию, воображение, мелкую моторику;
- формировать умение детей подбирать предметы по цвету, форме, величине;
-воспитывать у младших дошкольников внимание, аккуратность, трудолюбие, желание работать сообща, бережное отношение к природе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Дети второй младшей группы. Занятия по реализации данной программы проводятся 1 раз в неделю, вечернее время. Продолжительность занятия 15 минут.
Срок реализации программы: 1 уч. год
Результаты освоения программы: диагностика проводится методом наблюдения на начало уч. года (октябрь)и на конец уч. года (май).
Ожидаемые результаты:
Дети в работе будут использовать приемы нетрадиционной техники аппликации, подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы, работать сообща, беречь природу.
Тематическое планирование представлено в таблице 1
Таблица 1
период
тема занятия
программное содержание
материал
Октябрь, 1 занятие
Диагностическое занятие «Воздушные шарики» (аппликация с элементами рисования)
Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.
Круги из бумаги разных по цвету диаметром 4 см, клей, кисточка, кленка, салфетка, фломастеры на каждого ребёнка.
Октябрь, 2 занятие
«Консервируем овощи»
Учить детей наклеивать готовые формы, различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый. Учить детей пользоваться кистью, клеем, клеенкой и салфеткой.
Светлая основа в форме банки форматом ½ альбомного листа. Готовые фигуры:
- круги красного, зеленого, желтого цвета диаметром 3см;
- Овалы зеленого цвета 2*4,5см. Клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка.
Октябрь, 3 занятие
«Выросла репка большая пребольшая»
Продолжать знакомить с зеленым и желтыми цветами, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Освоение техники обрывной аппликации.
Готовые формы репки, клей, кисть, клеенка, салфетка, альбомный лист 1/2, полоска цветной бумаги зелёного цвета на каждого ребенка.
Октябрь, 4 занятие
«Листопад»
Продолжать знакомить с зеленым, красным, жёлтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки).Готовые формы листьев по 3 шт. на каждого ребёнка, полоски бумаги красного, жёлтого, зелёного цвета, клей, кисть, клеенка, салфетка, картон 1/2 голубого цвета.
Ноябрь, 1 занятие
«Грибная полянка»
Учить создавать композицию способом обрывной аппликации; воспитывать бережное отношение к природе.
Листы бумаги голубого, жёлтого или светло-зелёного цвета для составления композиции, готовые формы для наклеивания грибов - овальные ножки и полукруглые шляпки (по 2 комплекта элементов, контрастных по размеру), клей, клеевые кисточки, салфетки цветные карандаши.
Ноябрь, 2 занятие
Дождь, дождь! (аппликация с элементами рисования)
Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветными карандашами.
Альбомный лист листа белого цвета, готовые формы тучи для наклеивания, полоски цветной бумаги, кисть, клей, салфетка, клеёнка.
Ноябрь, 3 занятие
«Колобок на окошке» (аппликация с элементами рисования)
Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки.
Готовые формы колобка и окошка, альбомный лист 1/2, клей, кисть, клеенка, салфетки, конфетти формой «Цветы» для оформления ставень.
Ноябрь, 4 занятие
«Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков)
Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое»
Картон основа (2х2 или 3х3), фантики от конфет, клей, кисть, клеёнка, салфетка на каждого ребёнка.
Декабрь, 1 занятие
«Волшебные снежинки»
Наклеивание шестилучевых снежинок из шести полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), Познакомить детей с накладной аппликацией.Готовые исходные формы круга, три полоски белой бумаги, три полоски бумаги голубого цвета меньшего размера, клей - карандаш, салфетка, клеёнка.
Декабрь, 2 занятие
«Снеговик»
Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения предмета из ватных дисков; упражнять в правильном наклеивании их
Ватные диски р-3 шт, готовые формы «Ведро», «морковка», черный фломастер (для рисования глаз и рта), клей, кисть, салфетка, клеёнка.
Декабрь, 3 занятие
«Зайка беленький сидит»
Формировать умение передавать образ посредством объемной аппликации; учить основному приему в аппликативной технике «бумажная пластика»: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, прививать любовь к животному миру.
Лист цветного картона (синий, голубой); рабочие заготовки для детей: комочки из белых салфеток, клей, кисточки, клеёнка, салфетки.
Декабрь, 4 занятие
«Праздничная ёлка»
Создание образа новогодней ёлки из 3R5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. Воспитывать бережное отношение к природе.
Готовые формы треугольников-3 шт, клей, кисть, салфетка, клеёнка, ватные палочки, штампики, краски, альбомный лист 1/2.
Январь, 1 занятие
«Зима-Красавица»
Учить детей аппликации манной крупой, развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе.
Готовые формы домов, картон 1/2 чёрного цвета, 1/2 ватного диска-4 шт (сугробы), клей, кисть, крупа манная, салфетка, клеёнка.
Январь, 2 занятие
«Коврик для щенка»
Продолжать знакомить детей с накладной аппликацией. Учить наклеивать друг на друга формы (квадраты) разного размера. Прививать любовь к животному миру.
Квадраты разного размера и разных цветов -3шт. Клей, кисть, салфетка, клеёнка.
Февраль, 1 занятие
«Снегири на ветке»
Учить располагать декоративные элементы (комочки из салфеток) в определённых частях силуэта; закреплять навыки аккуратного наклеивания; развивать творческое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику; воспитывать любовь к природе.
Шаблон из цветной бумаги: туловище, крылышки, хвост, голова, грудка, клюв, глаза, 1/2 альбомного листа голубого цвета с нарисованной веткой, клеенки, кисточки, клей, салфетки.
Февраль, 2 занятие
«Светофор»
Учить детей составлять изображение целого предмета из двух и более частей. Закреплять умение аккуратно, по контуру рисунка намазывать бумагу клеем. Посыпать сигналы светофора нарезной пряжей, не выходя за контуры рисунка.
1/2 альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, салфетка, клеенка, нити пряжи зеленого, красного, желтого цвета.
Февраль, 3 занятие
«Летящие самолёты»
Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Изготовление самолетов из газет способом обрывной аппликации. Воспитывать желание работать сообща.
1/2 листа ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху – облака и солнце; вырезанный из журнальной страницы самолет, клей, кисть для клея, салфетка, клеенка, полоски газет.
Февраль, 4 занятие
«Флажки такие разные»
Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету и/или форме. Оформление флажков декоративными элементами. Развитие чувства формы и ритма.
Готовые формы флажков разного цвета по 3 шт, клей, кисточка, салфетка, клеёнка, стразы.
Март, 1 занятие
«Ветка мимозы»
Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.
1/2 альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка и листья мимозы; желтые салфетки; клей, кисточка для клея, клеенка.
Март, 2 занятие
«Мойдодыр»
Создание весёлых композиций: наклеивание готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен (посыпка гречей), дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)
Готовые фигуры, фломастеры, греча, 1/2 картона, клей, салфетка, клеёнка.
Март, 3 занятие
«Солнышко»
Составление образа солнца из большого круга и 7R10 лучей (полосок газет). Изготовление лучиков способом обрывной аппликации. Развитие чувства формы и ритма.
Готовая форма круга из газеты, листы нарезанных газет, клей, кисть, клеёнка, салфетка.
Март, 4 занятие
«Неваляшка танцует» (аппликация с элементами рисования)
Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма
Готовые формы, фломастеры, клей, кисть, клеёнка, салфетка.
Апрель, 1 занятие
«Лебедь» (аппликация из засушенных листьев)
Продолжать учить детей создавать из засушенных листьев задуманный предмет; доводить изделие до нужного образа. Учить описывать птицу по предметной картинке. Развивать внимание, речь и мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
1/2альбомного листа, 3 засушенных листочка с разных деревьев, фломастеры, клей, кисточка для клея, салфетка, клеенка.
Апрель, 2 занятие
«Полёт на луну»
Учить детей создавать ракету из геометрических фигур, используя прямоугольник, треугольники, круги, полукруги. Развивать умение создавать целую композицию из частей. учить аккуратно, пользоваться клеем и посыпать пшено, создавая образ луны; развивать мелкую моторику рук; побуждать детей к проявлению творческой инициативы/1/2 картона чёрного цвета, прямоугольник, 3 треугольника, 2 маленьких круга и один большой жёлтого цвета(луна), клей, клеёнка, салфетка, пшено.
Апрель, 3 занятие
«Ледоход» (Белая бумага и открытки. Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов и обрывная по контуру аппликация)
Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить детей описывать изображённое на картине, познакомить с природным явлением «ледоход».
Картон голубого (синего) цвета, вырезанные из открыток маленькие силуэты животных, белая бумага, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Апрель, 4 занятие
«Резвятся рыбки в ручейке»
Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур и природного материала на листе бумаги; развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.
Лист ватмана, тонированный в голубой цвет; вырезанные из бумаги разных цветов рыбки; водоросли из соломы, ракушки; фломастеры, клей канцелярский и ПВА, кисть для клея, салфетка, клеенка-подкладка.
Май, 1 занятие
Улитка (Цветная бумага. Накладная аппликация)
Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев.
1/2 альбомного листа, детали, вырезанные из цветной бумаги: 3 круга разного размера и овал (он должен быть примерно такого же размера, как самый маленький круг), фломастеры, клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Май, 2 занятие
«Салют Победы»
Учить создавать праздничный салют из шерстяных ниток разных цветов, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.
1/2 альбомного листа синего цвета (фиалетового, чёрного), нитки по 5 см разных цветов, клей, кисть, клеёнка-подкладка, салфетка.
Май, 3 занятие
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация)
Создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.
1/2 альбомного листа голубого цвета, шаблон цветка. Цветная бумага жёлтого и зелёного цвета, клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.Май, 4 занятие
Диагностическое занятие «Мороженое»
Учить детей располагать предметы на листе в нужном месте, украшать вазу способом обрывной аппликации. Развивать доброжелательное отношение к окружающим.
1/2 альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги 3 небольших шарика мороженого и вазочка; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Литература
1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
2. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
3. Изобразительная деятельность в детском саду. 2 младшая группа.Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова. Цветной мир 2014г.
4. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий – Т.С. Комарова. Москва. Мозаика - Синтез 2014г.
5. Аппликация с детьми 3–4 лет. Д.Н. Колдина. Москва. Мозаика – Синтез 2012 г.
6. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. С.Н. Николаева.