Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Андреева И.В. Метод «социальные истории» в работе учителя с детьми с РАС и с ТМНР

Библиографическое описание:
Андреева И.В. Метод «социальные истории» в работе учителя с детьми с РАС и с ТМНР // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 5. URL: https://f.almanah.su/2023/73-5.pdf.

В данной статье представлена информация о формировании безопасного поведения и приобретении социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) при использовании «социальных историй». Такой метод очень эффективен и полезен. Он способствует дальнейшему развитию улучшения взаимного понимания и общения.

Эта информация адресована родителям и специалистам, которые могут применять данную методику при работе с детьми с РАС и с ТМНР, а также с их типично развивающимися сверстниками.

Метод «социальные истории» был разработан Кэрол Грей в 1991 году. Его целью является предоставить аутичному человеку ответы на вопросы (такие как: «кто», «что», «когда», «где» и «почему») о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом. Теперь этот метод используется во всём мире.

Метод совершенствуется по мере накопления данных о его применении, основа остаётся неизменной и базируется на признании значимости к разным типам восприятия мира.

По своей форме «социальные истории» — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они помогают человеку с ментальными особенностями сориентироваться в мире, почувствовать себя уверенно, включиться во взаимодействие с другими людьми.

«Социальные истории» включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая такая история достоверно описывает ситуацию, навык, достижение или понятие.

Важно помнить, что «социальные истории» пишутся специально для каждого ребенка с РАС или с ТМНР и должны учитывать их особенности поведения и развития. При всём этом необходимо понимать, что метод «социальные истории» не универсален. Он требует наличия определенных речевых навыков, т.е. каждый написанный текст с иллюстративным материалом должен сопровождаться обращённой речью на достаточном уровне понимания ребёнком и должен быть сформирован последовательностью событий во времени. Ещё необходимо отметить, что метод «социальные истории» не учит детей с РАС и с ТМНР разным навыкам сам по себе и не применяется для коррекции поведения. Есть определенные ограничения в их использовании. Т.е. ребенок, для которого разрабатывается «социальная история», должен хорошо понимать устную речь. Иначе это не будет работать достаточно эффективно в качестве метода развития социальных навыков. Поэтому детям с ограничениями в понимании устной речи будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных компетенций.

Специалисты и родители (опекуны) детей с РАС и с ТМНР все шире применяют «социальные истории» и другие методы визуальной поддержки для их обучения и социализации.

Метод «социальные истории» я часто применяю в своей работе и уверена в его эффективности. В данной публикации хочу поделиться своим опытом работы по методу «социальных историй» на примере «Поход в магазин». Целью которой является «Формирование безопасного поведения и приобретения социальных навыков у обучающихся с РАС и с ТМНР через закрепление знаний детей о правилах поведения в магазине».

Я уверенна, что данный материал будет полезен особенно тем людям, которые начинают работать с детьми с расстройствами аутистического спектра и с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Социальная история «Поход в магазин»

Библиографический список

1. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.

2. Кац Е.Э., Формирование безопасного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра при помощи социальных историй / Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство ИБИН, 2022.

3. Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях: методическое пособие. Москва, 2020. Методическое пособие разработано в рамках проекта «Инклюзивный музей»: https://in-museum.ru/.
2023