Актуальные вопросы начального общего образования

Гришанина Е.И. Обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf


Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность и осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием.
        Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные моменты, то есть создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.
Система дидактических принципов позволяет реализовать технологию дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. И это, в первую очередь, личностно-ориентированные принципы:
ü  принцип адаптивности,
ü  принцип развития,
ü  принцип психологической комфортности.
        Индивидуализация и дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Мною выделены 4 этапа работы над этой проблемой:
I этап.   Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
II этап.  Выделение различных групп учащихся на основе полученных данных.
III этап.  Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.
IV этап.  Отслеживание динамики индивидуального развития
I этап работы по реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся был начат с  проведения  различных  диагностик.
В  1-ом классе учителем совместно с психологом школы проведена диагностика готовности к школьному обучению, которая помогла мне выявить уровень развития внимания, памяти, мышления каждого первоклассника. Диагностика позволила определить, в каком состоянии у каждого маленького ученика  произношение звуков, речь, тонкая моторика и координация движений рук, выявлены особенности поведенческих реакций.
Диагностики были такие:
1.Исследование уровня  готовности к школьному обучению.
Выяснилось, что 5% учащихся имеют высокий уровень готовности к школьному обучению, 30% - средний уровень, у 20% - уровень ниже среднего и 45% учащихся - на низком уровне готовности к школьному обучению.
Таким образом, больше половины учащихся имеют ниже среднего и низкий уровень готовности к обучению в школе. Исходя из этого, была спланирована помощь учащимся, соответствующая характеру отставания.
2. Следующая диагностика.  Школьная мотивация.


Рисунок 1. Школьная мотивация

Из диаграммы видно (Рисунок 1. Школьная мотивация), что 30% детей имеют высокую мотивацию к обучению; 25% - среднюю; 25% - внешнюю, то есть детей привлекает иметь портфель, школьные принадлежности и просто называться учеником, но не желание чему-то научиться. 20% учеников имеют низкую школьную мотивацию, что сразу было заметно в поведении ребят. Следовательно, была сразу поставлена задача – пробудить у учеников желание и интерес к учению.
3. Исследование типов темперамента:
В результате исследования были выявлены следующие данные:
              25% учащихся - это холерики. Холерики отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью характера.
            20% - сангвиники. Сангвиники – способны к быстрому переключению внимания и деятельности.
             35% - флегматики. Флегматики – трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Замкнуты, медлительны.
             20% - меланхолики. Меланхолики – неуверенны в себе, чрезмерно обидчивы, отличаются низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью.
4. Следующий вид диагностики. Исследование стиля деятельности учащихся:

Стиль деятельности

Кол-во    учащихся

         аудиалы

5чел         (14 %)

         визуалы

13 чел         (36%)

         кинестетики

18 чел          (50%)


Рисунок 2. Стиль деятельности учащихся.

В результате исследования (Рисунок 2. Стиль деятельности учащихся) выяснилось, что в классе 50% учащихся – кинестетики.
Кинестетики воспринимают информацию деятельностно, для них на уроке должен быть раздаточный материал для практических действий.
14% - аудиалы. Аудиалы  воспринимают информацию на слух, у них быстрая реакция, необходима быстрая смена видов деятельности,  задачи решают устно, закрепление нового для них с помощью учебника или дополнительной литературы.
36% - визуалы. Визуалы воспринимают информацию зрительно. Первоначальное знакомство с материалом по учебнику, в ходе объяснения рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Этим учащимся требуется время на обдумывание полученной информации. Задачи решают письменно.
4. Диагностика  развития внимания:
В результате исследования выяснилось, что у большинства учащихся (45%) внимание на низком уровне. 40% учащихся имеют средний уровень развития внимания. И только у 15% учеников высокий уровень развития внимания.
5. Диагностика развития памяти:
В результате исследования первоклассников выяснилось, что большинство учащихся имеют высокий (35%) и средний (40%) уровень развития памяти. У 25% учащихся – низкий уровень.
6. Диагностика развития мышления:


Рисунок 3. Наглядно-образное мышление



Рисунок 4. Словесно-логическое мышление

Из представленных диаграмм (Рисунок 3,4) видно, что наглядно-образное и словесно-логическое мышление у большинства первоклассников развито. Но есть учащиеся и с низким уровнем, что требует внимания со стороны учителя.
II этап работы по проблеме. Выделение различных групп учащихся на основе полученных данных. На основании результатов обследования учащиеся были распределены в три группы:
1 группа обучающихся имеют высокую степень подготовки к школе, выраженную познавательную мотивацию, способность к творчеству при выполнении заданий. Они ведут работу с материалом большей сложности, который требует применения умений и знаний в незнакомой ситуации и самостоятельного творческого подхода к решению учебных задач.
2 группа - учащиеся со средними способностями, характеризуются достаточной подготовленностью  к школе, владением  основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного, необходимы опорные схемы.
3 группа обучающихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя, требуют точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности.
III этап работы. Подбор дифференцированных заданий для выделенных групп детей.
 Полученные результаты позволили учителю планировать работу с учетом индивидуальных особенностей учеников.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. В работе используюся карточки, которые составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия. Во 2-ой  группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям поручается задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися первой группы ребята 2-ой группы привлекаются к объяснению нового материала, выполняют задания творческого характера. Ученики 3-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Учащимся 3-й группы предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
         Особое внимание уделяется  работе  в группах. Задание даётся группе от 2 до 4-х человек, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных этапах урока.
При изучении нового сначала фронтально проводится подготовительная работа, затем создаётся проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организуется работа в группах по 2–4 человека. Каждая группа предлагает свой способ разрешения проблемы. Далее дети 1-ой группы обобщают главное, делают выводы и приступают к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа состоит из обязательных и дополнительных заданий. Они готовятся к уроку заранее: записаны на доске, карточках.
Обязательные задания способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику.
Дополнительные задания рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для выполнения заданий повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов.
Количество упражнений может быть разным, но достаточным для усвоения правила и полной занятости детей на данном этапе урока. Итак, одна группа выделена.
С остальными детьми проводится второе объяснение по учебнику, используя имеющиеся иллюстрации и делая необходимые записи на доске или пользуясь записями учебника. При этом затрачивается меньше времени, т.к. обращается внимание детей только на главные выводы. После этого предлагается выполнить самостоятельную работу ещё какой-то группе детей. Возможно, останутся дети, которым потребуется ещё раз выделение правил, выделение главного. Затем все дети должны выполнить обязательные задания самостоятельно.                                 
Например, идёт изучение темы “Решение задач на увеличение числа в несколько раз”. После объяснения учащиеся приступают к самостоятельной работе. Вот одно из заданий.
Задача: У Зои 6 значков, а у Кости в 2 раза больше. Сколько значков у Кости?
Обязательные задания:
ü Закончи схему:


З.       6 шт.
К.
ü Используя схему, запиши решение:



    = 

    Дополнительные задания:
ü Измени условие задачи так, чтобы она решалась действием сложения.
ü Измени вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия. Реши полученную задачу.
В зависимости от подготовленности детей, их вычислительных навыков и наличия времени на уроке объём заданий можно увеличить или уменьшить.
При такой организации объяснения нового материала каждый ученик будет занят умственным трудом по своим способностям. У каждого вырабатывается навык самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы в процессе объяснения нового материала проверке выполнения заданий уделяется особое внимание. Она должна показать учителю насколько доступно и правильно была объяснена тема, и насколько правильно понял и усвоил её каждый ученик. Поэтому важно проверить процесс усвоения правила, алгоритма и умение ученика применять это правило, алгоритм при выполнении заданий.
Форма проверки может быть разнообразной: решение у доски с подробным объяснением, чтение решённой задачи с кратким пояснением; выборочная проверка главного. Важно проверить качество выполненных заданий и оценить труд каждого ученика.
Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.
        Приходится учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала. Другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя.
        Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.
За результатами работы должен осуществляться постоянный контроль, иначе предлагаемые учащимся дифференцированные задания будут носить формальный характер.
Пристального внимания заслуживает дифференциация и индивидуализация домашнего задания, так как его ребёнок выполняет без непосредственного руководства учителя, поэтому необходимо создать условия для успешного его выполнения.
Чаще всего даётся общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к домашней работе и к учебной деятельности в целом.
Как показывают наблюдения, домашняя работа учащихся протекает особо эффективно лишь тогда, когда организована оперативная помощь со стороны учителя, не сковывающая инициативу и самостоятельность учеников, но предупреждающая у них неудовлетворённость.
Разработка дифференцированных заданий, как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, чёткой классификации ошибок.
Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в домашнее задание включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания.
Это может быть образец решения, теоретическая справка, рисунок, чертёж, вспомогательные вопросы к инструкции по решению задач и по работе с книгой.
Дифференцированное обучение учащихся продолжается и во внеурочной деятельности.
Таким образом, обеспечение индивидуализации и дифференциации в учебном процессе может осуществляться при следующих условиях:
1.    Знание индивидуальных и типологических особенностей каждого ученика;
2.    Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
3.    Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале – каждого ученика);
4.    Осуществление оперативной обратной связи.
IV этап работы по проблеме:  дифференциация и индивидуализация обучения -  отслеживание динамики индивидуального развития и анализ.
На данном этапе не только отражаются результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляется основа для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате получается материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строго учитываются индивидуальные достижения каждого ученика.
На данном этапе проводятся следующие виды мониторинга:
·    Мониторинг воспитательной работы. В течение четырех лет в классе проводилось изучение динамики уровня воспитанности. Анализ полученных данных  позволяет сделать вывод о том, что уровень воспитанности обучающихся имеет положительную динамику.
·    Мониторинг учебной деятельности.  Качество знаний учащихся стабильно высокое в конце каждого года обучения. При использовании индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся наблюдается повышение качества знаний учащихся.
·    Мониторинг   развития мыслительной деятельности. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что к окончанию обучения в начальном звене 25 % обучающихся имеют  высокий уровень развития мыслительной деятельности, 55% - норма, 10% - средний уровень развития и 10% - низкий. Сравнивая года с 1 по 4 классы, видно, что количество детей с высоким уровнем развития повысилось, а с низким уровнем значительно понизилось.
Таким образом, постоянный мониторинг успешности обучения, развития физиологических и интеллектуальных способностей учащихся позволяет учителю грамотно планировать учебно-воспитательный процесс, своевременно корректировать его и снимать образовательные трудности у каждого отдельно взятого ученика и класса в целом. Мониторинг результативности использования технологии индивидуально-дифференцированного обучения в начальной школе свидетельствует о высокой эффективности технологии, т.к. она позволяет каждому ученику переходить в зону ближайшего развития.
Итак, индивидуализация и дифференциация обучения помогает ребёнку познавать себя, преодолевать трудности, способствует саморазвитию и формированию положительной “Я – концепции”.

Библиографический список

1.      Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
2.      Бушуева Л.С. Индивидуализация и дифференциация обучения в начальной школе [Электронный ресурс]:  монография Л.С.Бушуева – 3-е изд., стер. – М: ФЛИНТА, 2020. – 188 с.
3.      Кургина, Н. И. Дифференцированный подход в начальном обучении / Н. И. Кургина // Начальная школа. - 2016. - № 10 - С. 27-30.
4.      Чернышева, Т. Ю. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях уровневой дифференциации / Т. Ю. Чернышева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1. - С. 56-63.
2022