Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Травникова Т.В. Организация внеклассной работы по математике

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Перед учителями всегда встает вопрос развития самостоятельности и творческой активности у учащихся. Внеклассная работа способствует развитию и становлению личности, повышению уровня обучения.
Все конкурсы, которые проводят учителя математики в нашей школе, я хотела бы разделить на 3 блока.
1. Конкурсы, задания которых присылают на бумажных носителях, а результаты, дипломы, сертификаты также присылают на бумажном носителе.
2. Конкурсы, задания и результаты которых мы сами распечатываем. Ответы обучающихся заносим в компьютер.
3. Онлайн-конкурсы, которые проводятся только на компьютерах.
Я хочу вам рассказать о конкурсах и олимпиадах по математике различного уровня, в которых участвовали обучающиеся нашей школы в течении пяти лет.
Самым первым конкурсом, с которого я начала внеклассную работу в школе, стал Международный конкурс «Кенгуру» (http://mathkang.ru/page/i-projects). Сначала было очень много желающих. Но постепенно ажиотаж спадал. По региону есть 5 и 6 места. Тестирование по математике «Кенгуру-выпускникам» в 4,9,11 классах. Самый максимальный балл по школе – 109 (средний по России - 53,2).
В 2015-16 учебном году впервые участвовали от института продуктивного обучения РАО Центр технологии тестирования «Кенгуру плюс» в интернет – тестировании «Входной контроль» для пятых и седьмых классов. Максимальный балл – 95.
Принимали участие в Международной онлайн-олимпиаде «Фоксворд» http://foxford.ru/o/my_pupils?season_id=3&school=1&discipline_id=1. Прошло уже много сезонов. Участвовало в каждом от 2 до 13 человек. Были победители и призёры.
Также на этом сайте для учителей проводятся курсы. Я прошла обучение на курсах «Олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов по математике» и «Подготовка учащихся 10-11 классов к ЕГЭ и вузовским олимпиадам по математике». После каждого курса нужно было в течение месяца решить контрольную работу.
Участвовали в Международном конкурс - игре по математике «Слон», «МиФ», международной дистанционной олимпиаде по математике проекта «Инфоурок», олимпиадах от Проекта INTOLIMP.ORG, конкурсе по математике «Лисёнок».
В рамках Всероссийского уровня также много олимпиад. Одним из них является Молодежный чемпионат по математике (г.Пермь)(5,12 места в регионе). Многие обучающиеся неоднократно приглашались на летние каникулы в лагерь «Дерзание» (г.Вологда) за победу в данных конкурсах. Один из наших обучающихся не только отдыхал, но и учился нестандартным способам решения задач. Этот чемпионат для более сильных учеников. Поэтому уже два года мы в нём не участвуем. Далее стали участвовать во Всероссийской викторине «Знанио», конкурсе «Мультитест» от института развития школьного образования, предметных олимпиадах «Школьные дни», дистанционной олимпиаде по математике для учащихся 1-4 классов «МатОлимпИнфо», зимней олимпиаде по математике «Клевер», конкурсе «Всезнайка, в межпредметном интеллектуальном конкурсе «Львёнок» и «Львёнок-джуниор», «Олимпус»(Осенняя, зимняя и весенняя сессии). В последней олимпиаде участвуем ежегодно. Учителя отмечают, что задания, предлагаемые детям, все по программе данного класса. В этом году было 5 лауреатов.
Также участвовали во Всероссийских математических дистанционных конкурсах (организаторы конкурсов – электронная школа Знаника) для обучающихся 4-9 классов: Волшебный сундучок, Алгоритмика, Клад Архимеда, Золотой ключик, Карта сокровищ, Потомки Пифагора, Наследие Евклида. Участвовало от 5 до12 человек. От электронной школы «Знаника» участвовали и в метапредметных конкурсах «Успевай-ка», «Решай-ка». С 2017 года участвуем во Всероссийской неделе мониторинга по математике для 5-9 классов (осень, весна), а позже в пробных ЕГЭ и ОГЭ.
Одним из ресурсов, которым я пользовалась - это МетаШкола. Информационные технологии - https://metaschool.ru/php/pupil/index.php. На этом сайте были зарегистрированы 16 моих учеников. Там проводятся открытые российские математические олимпиады (осень, зима, весна), олимпиады по устному счёту, математические конкурсы, игры: «Быки и коровы», «Ним», «Пятнашки». Есть тесты по различным предметам. Все задания, которые здесь предлагаются бесплатные. Но данные конкурсы нужно выполнить в определенный день и в заданное время. Но я, как учитель, не могла видеть со своей страницы успехи своих учеников. Видела только победителей и призёров. Этот сайт не только для обучающихся. Здесь также можно участвовать в вебинарах. И наши учителя тоже учатся здесь.
Если говорить об учителях, то все они активно участвуют в ежегодных школьных педагогических чтениях «Золотые Россыпи», где мы перед всем коллективом обобщаем опыт своей работы, конкурсе «Калейдоскоп педагогических идей».
Центр «Снейл» - Массовые дистанционные образовательные конкурсы для детей и педагогов. http://nic-snail.ru/calendar/kontrolnyy-test-matematika-2016-vesna. Можно пройти контрольный тест по математике для обучающихся 1-6 классов. Контрольный тест — массовое дистанционное мероприятие Центра «Снейл», реализующее регулятивные и познавательные УУД, а именно: построение логической цепи рассуждений, контроль, оценка. Выполняя задания Контрольного теста, обучающийся получает возможность самостоятельно оценить уровень освоения учебного материала и, при помощи педагога или родителей, скорректировать дальнейшую подготовку по предмету.
С осени 2015 года и до сих пор участвуем во Всероссийском дистанционном конкурсе «Олимпис» по различным предметам. Они платные, но можно участвовать до 9 олимпиад одновременно. Проходят осенью и весной в течении целого месяца. За данный период по математике участвовало 99 человек. А победителей и призёров было 71 человек. Этот сайт позволяет контролировать детей и видеть их результаты.
Последние два года успешно использую в своей работе бесплатный сайт «УЧИ.РУ». После регистрации детей на сайте, выдала им логины и пароли. Все выполненные задания я могу увидеть в своем личном кабинете. Олимпиады, которые проходят здесь по разным предметам разделены на 2 части: пробный и основной туры. За эти годы в олимпиадах по математике участвовало 164 человека. Из них имеют диплом победителя 59, а похвальную грамоту – 61 человек.
Несколько раз участвовали в ЮМШ г.Санкт-Петербург.
Обучающиеся дополнительно занимались в заочной школе при Нижегородском Государственном университете им. Н.И.Лобачевского, в заочном кружке при ФМЛ№30 г. Санкт- Петербурга, на заочном отделении в Малом мехмате при МГУ.
Принимали участие в открытом математическом турнире, где команда нашей школы была призёром в «Устной командной олимпиаде» и «Математической карусели».
Обучающиеся выступали со своими работами «Инварианты и полуинварианты», «Решение нестандартных задач», «Применение графов», «Некоторые способы быстрого счёта» на районной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья», а работа «Мой посёлок в задачах» была отправлена на областной заочный тур юношеских исследовательских работ им. М.В.Ломоносова.
Уже два года подряд обучающиеся старших классов учатся в областной интеллектуальной дистанционной школе «Созвездие» по математике, принимали участие в веб – квесте по математике «Пифагор всегда прав».
В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике также принимаем участие. За 6 лет - 11 победителей и 6 призёров.
Ежегодно проводится декада наук естественно-математического цикла, где проводятся внеклассные мероприятия по предметам. Проводим кружки и факультативы по математике. Активно участвуем в школьных олимпиадах, различных творческих конкурсах по математике.
Внеклассная работа может быть нацелена на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся. Занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки. Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс.
Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, значение внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих личных интересов и мотивов.
На внеклассных занятиях по математике педагог должен стараться повысить интерес учащихся к истории, культуре своего народа. Каждое задание должно иметь свою цель, в которой раскрывается то или иное новое математическое знание, формируется устойчивый интерес учащихся к традициям своего народа. Формы включения материала в структуру внеклассного образовательного процесса могут быть различными – это зависит от конкретных условий: класса, школы, подготовки и эрудированности учителя, наличия соответствующей литературы, и других факторов.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения любви и уважение к России, гордость за её историю и культуру.
Для реализации всего этого требуются: Энтузиазм Учителя; Желание Ребенка; Возможности Родителей.
Библиографический список
1.Швечко Л.И., Бахмутская Е.В. «Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность» [Электронный ресурс]:https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/11/30/statya-aktivizatsiya-poznavatelnogo-interesa-k-predmetu-cherez
2.Малиновская Г.М. «Презентация "Методические рекомендации по активизации внеклассной работы по математике"[Электронный ресурс]: https://infourok.ru/prezentaciya-metodicheskie-rekomendacii-po-aktivizacii-vneklassnoy-raboti-po-matematike-895980.html
3.[Электронный ресурс]: https://nic-snail.ru/calendar/kontrolnyy-test-matematika-2016-vesna
Автор: Травникова Т.В., учитель математики МОУ «Шипицынская СОШ» Котласского района Архангельской области
2019