Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Царегородцева Е. В. Работа с нравственными понятиями в процессе формирования личности

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Проблема нравственности и нравственного воспитания, как нельзя остро встает в последние годы. Россия переживает весьма сложный и глубокий кризис нравственности, разрешение которого не может обойтись без участия как представителей образования, так и государства.
31.07.2020 Президентом России В.В. Путиным подписан закон N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», согласно которому воспитательный процесс возвращается в образовательные организации, в том числе и в школу. Закон вступает в силу 1 сентября 2020 года.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно – нравственных понятий школьника.
Понятия, как и восприятия, и представления, могут образоваться как стихийно, так и под руководством учителя. Понятия, образованные в результате целенаправленного воздействия, у обучающихся будут значительно более правильными, прочными и осознанными, чем складывающиеся стихийно.
Необходимо продуманно и систематически руководить формированием нравственных понятий, а для этого необходима методическая основа.

1.       Процесс формирования нравственной воспитанности

Для рассмотрения вопроса о формировании нравственной воспитанности школьника нам необходимо уточнить, что же мы подразумеваем под процессом формирования?
Иван Павлович Подласый рассматривает формирование как процесс становления человека под воздействием внешних факторов: экологических, социальных, идеологических, психологических Воспитание – это один из важнейших факторов, но не единственный, формирования личности. Нравственную воспитанность он рассматривал как результат нравственного воспитания.
Мария Ивановна Шилова раскрывает проблему воспитанности через взгляды, убеждения, идеалы личности. Под нравственной воспитанностью она понимает свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.
Ирина Николаевна Вавилова рассматривает нравственную воспитанность личности ребенка как систему устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
Невозможно объяснить или заучить нравственные понятия. Нравственная воспитанность не появляется за один урок. Это процесс формирования жизненной позиции и морали. Без систематической диагностики невозможно проследить уровень сформированности нравственных понятий.

2. Методы диагностики духовно-нравственной воспитанности

Для изучения данного уровня в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент.
Управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т. е. в разной форме и разными методами. Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Процесс диагностики сформированности нравственных понятий хорошо изучен, имеет практическое применение. В то время, как тема формирования базовых понятий нравственности имеет больше научный, чем прикладной характер.

3. Методы нравственного воспитания

Выбор методов, влияющих на нравственную воспитанность школьника, зависит от содержания воспитательной деятельности на уроке, от её направленности. Под методом воспитания ученые понимают способ достижения цели воспитания свойств личности.
Установлены несколько групп методов воспитания:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение): приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
- методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Ученые считают, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для усвоения нравственных понятий. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Переход от одного этапа личностного развития к другому обычно связан с двумя обстоятельствами: проявлениями кризиса возрастного развития и сменой ведущего типа общения. В это время изменяется отношение ребенка к самому себе, к окружающим людям и к своим обязанностям. К окончанию школы личность можно считать, в основном, уже сформированной.

4.Технология работы с понятиями нравственного развития

Без усвоения базовых понятий нравственности невозможно формирование человека. Как мы говорили выше, нравственное развитие личности предполагает постепенное усвоение общественных норм и правил, моральных ценностей, формирование нравственных суждений, навыков морального поведения. Нравственному развитию школьников способствуют социальные педагогические технологии.
Технология работы с понятиями нравственного развития не имеет возрастных ограничений. Она достаточно результативна как в работе с младшими школьниками, так и с учениками среднего и старшего звена. Эта технология особенно актуальна на уроках естественно-научной и гуманитарной направленности. В начальной школе это уроки «Основы религиозных культур и светской этики», «Окружающий мир», «Литературное чтение». В средней – «Литература» и «История». Для старшей школы, дополнительно, можно использовать уроки «Обществознания» и «Истории мировой культуры».
Назначение этой технологии состоит в осмысливании, рефлексии, «проживании» человеком нравственных понятий (ценностей). Так как процесс нравственного развития индивидуален, эта технология предполагает смыслотворчество (создание каждым участником педагогического взаимодействия, и ребенком, и педагогом, своего индивидуального смысла того или иного нравственного понятия, обогащение имеющегося смысла, обмен смыслами).
Порядок реализации технологии: педагог сообщает учащимся цель, назначение, порядок осуществления технологии и вручает каждому (или вывешивает на доске общую для всех) технологическую карту.
Первый этап. Определение понятия (ценности). Педагог предлагает учащимся дать определение нравственного понятия (ценности), сформулировать в определении свой смысл о нравственном понятии (ценности). Для этого может быть организованы работа со справочной литературой или беседа-опрос.
В ходе опроса педагог фиксирует все неповторяющиеся определения понятия на доске. Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, участники взаимодействия выводят наиболее полное, универсальное определение понятия.
Например, для реализации данной технологии педагог предложил учащимся нравственное понятие «вежливость».
- Википедия определяет это понятие как «черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью».
- Толковый словарь Дмитриева утверждает, что «Вежливость — это качество вежливого человека, совокупность хороших манер, умение вести себя в обществе».
- Святой Франциск Ассизский утверждал, что «вежливость тесно связана с любовью. Она её младшая сестра, всегда сопровождает её, и раскрывает ей врата сердец».
Обобщая названные точки зрения, дадим следующее определение вежливости: «Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения».
Обобщенное определение нравственного понятия необходимо записать на доске.
Второй этап. Подбор сходных понятий (ценностей). Путем подбора синонимов к изучаемому понятию для учащихся углубляется и расширяется смысл этого понятия. При работе с младшими школьниками педагог сможет помочь учащимся подобрать сходные, похожие, близкие по смыслу понятия (ценности) следующими наводящими вопросами.
1.        Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие «вежливость»? (Например, воспитанность, учтивость, галантность и т. д.)
2.        Если человек обладает этой ценностью (вежливостью), то, как его можно назвать? (Например, воспитанным, учтивым, предупредительным, приветливым и т. д.)
3.        Какими еще качествами может обладать вежливый человек?
Педагог предлагает учащимся, на этом и последующих этапах, высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам каждому из участников взаимодействия. Все неповторяющиеся мнения записываются на доске.
Третий этап. Подбор противоположных понятий (ценностей). Этот этап позволяет, сравнивая эти понятия между собой, выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценности).
На этом этапе учащиеся подбирают антонимы к изучаемому нравственному понятию по следующим вопросам:
1.        Что противоположно этому качеству (вежливости)?
2.        Если нет этого качества (вежливости), то как называют такого человека?
3.        Почему некоторые люди говорят, что вежливость является не очень важным качеством?
Четвертый этап. Определение преимуществ качества (понятия). Выявление положительных сторон рассматриваемого понятия способствует формированию мотивации развивать это качество в себе.
Выявить преимущества рассматриваемого качества (нравственного понятия, ценности) помогут учащимся следующие вопросы:
1.        Чем это качество (вежливость) особенно ценно?
2.        Необходимо ли это качество человеку?
3.        Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством (вежливостью)?
4.        Какие преимущества дает человеку владение этим качеством (вежливостью)?
Пятый этап. Определение недостатков качества (понятия). Определение недостатков исследуемого качества (понятия) осуществляется в беседе педагога и учащихся по следующим вопросам.
1.        Есть ли недостатки у этого качества?
2.        Какие?
3.        Всегда ли это качество – хорошая вещь?
4.        Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?
5.        Что может случиться с человеком, слишком придерживающимся этой ценности? (Что может случиться с очень вежливым человеком?)
6.        Существуют ли законы, которые ограничивают применение этой ценности?
Шестой этап. Рефлексия взаимодействия. Реализация технологии работы педагога с понятиями нравственного развития заканчивается рефлексией участниками состоявшегося взаимодействия.
Каждому из участников (в том числе и педагогу) предлагается проанализировать свою собственную деятельность, деятельность других участников по следующему плану:
1.       Расскажите о своем состоянии:
- эмоциональное состояние
(радость, огорчение, удовлетворение, недоумение, восторг, страх, подавленность, бодрость и т. д.);
- знания о нравственном понятии
(прибавились, систематизировались, не узнал ничего нового и т. д.);
- мотивация поведения
(хотелось заниматься этой работой, вынужденно занимался этим и т. д.)
2. Назовите причины своего состояния (интересное, содержательное обсуждение; все были активны; мою точку зрения никто не отвергал; был обмен мнениями и т. д.).
Наиболее приемлемой формой рефлексивной деятельности участников в данной технологии является «рефлексивный круг» - каждый участник по кругу высказывается в соответствии с предложенным алгоритмом.

5. Заключение

Формирование понятий — это сложный, неравномерный, противоречивый, цикличный и специфический процесс, который носит сложный диалектический характер, он состоит из ряда чувственных и рациональных актов, совершаемых человеком.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Без усвоения нравственных понятий не состоится формирование гармоничной личности, в связи с этим, на педагогов ложится большая ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

Библиографический список

1.       Шемшурина А.И., Основы религиозных культур и светской этики - Москва: Просвещение, 2017.
2.       Шилова М. И., Тютюкова О. Н., Гуманитарная основа формирования черт характера подростков: учебно-методическое пособие - Москва: ФЛИНТА, 2020.
3.       Подласый И. П, Теоретическая педагогика в 2 книгах. Учебник для академического бакалавриата, 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2019.
2020