Анализ коррекционной практики говорит о том, что поиск наиболее эффективных методов работы с детьми с особенностями в развитии является актуальной проблемой. Поэтому в современном образовании продолжают разрабатываться новейшие инновационные методы, среди которых нашли свое широкое применение коррекционно-развивающие технологии. Цель коррекционно-развивающих технологий - помочь детям реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Этот педагогический процесс сложный, его результатом является восстановление всех сторон речи ребёнка, воспитание личности ребенка. Модель коррекционной деятельности это целостная система, включающая диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого и психического развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи. Использование современных технологий в коррекционно – логопедической работе с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения. В своей работе применяю следующие технологии: технологии логопедического обследования, технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии игрового обучения, здоровьесберегающих технологии. Использование данных технологий позволяет решить следующие задачи: своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями; изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы. Применение данных технологий позволяет мне сформировать у дошкольников основные линии развития личности, определяющие готовность к включению в учебную деятельность: формирование произвольности поведения, овладение эталонами познавательной деятельности, мотивационное развитие познавательной деятельности. Эффективность использования любых технологий в коррекционной работе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран. С целью полной и качественной оценки состояния речи детей с ТНР, провожу комплексное обследование всех компонентов речи: состояние звукопроизношения, развития словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, развития связной речи и речевого общения с помощью логопедических альбомов Нищевой Н. В., Смирновой И. А., Ременниковой И. А., Володиной В.С. Обследование провожу три раза в год. Для выявления исходных параметров развития детей в начале года провожу входной мониторинг: изучаю анамнестические данные вновь поступившего ребенка (это дает объективный материал для выявления причин нарушений и определение дальнейшей педагогической стратегии) и речевой уровень его развития. В середине года провожу промежуточный срез для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов у воспитанников. Итоговый мониторинг в конце года позволяет определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей. Все это помогает получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка и грамотно спланировать лого-коррекционную работу по исправлению речевых недостатков, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Все результаты заносятся в индивидуальную речевую карту воспитанника. Технология уровневой дифференциации - это обеспечение успешного усвоения материала каждым ребёнком в зоне его ближайшего развития, с учётом его особенностей, возможностей и потребностей. Использование этой технологии даёт возможность каждому дошкольнику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. Применение технологии дифференцированного обучения позволяет строить коррекционно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса. Каждое занятие строю как продолжение предыдущего, многократно повторяется и закрепляется новый материал, изучение материала идет от простого к сложному. Для стимулирования познавательной активности у детей использую игровые, наглядные, творческие методы. Технология индивидуализации обучения - это модель организации коррекционного процесса, при которой логопед, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного ребёнка, взаимодействует с одним конкретным дошкольником посредством специально отобранных методов и средств. Работа строится таким образом, чтобы у ребенка повышалась познавательная мотивация, умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение. Основная задача индивидуальных занятий заключается в формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс артикуляционных упражнений, коррекцию дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. В индивидуальные занятия включаю: артикуляционную и пальчиковую гимнастики, работу по постановке или автоматизации звука. Лексический материал подбираю так, чтобы он включал в себя максимальное количество закрепляемых звуков. Учитываю темп речевых упражнений: от неторопливого, утрированного произнесения к более быстрому проговариванию и только потом - скороговорки. Считаю более эффективным переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по картинкам. Информационно-коммуникационные технологии - это технологии использования технических средств; процесс подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера. В своей работе применяю компьютерные тренажеры, программы для логопедической работы, презентации, игры на автоматизацию звуков, формирование лексико-грамматического строя речи: видеоряды Екатерины Железновой, методику Глен Домана, «Игры для тигры». Использование ИКТ позволяют сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда. Применение игровых технологий определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей. В систему коррекционной работы я включаю игры и игровые упражнения, направленные на коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование связной речи, формирование слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха. Специально подобранные мною игры стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы, а главное помогают, заинтересовав ребёнка, в игровой форме достигнуть поставленной мною цели: автоматизировать звук, сформировать грамматический строй речи, развить связную речь и многое другое. В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи основной целью коррекционной работы является преодоление речевых нарушений. Применение здоровьесберегающих технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие технологии позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу наиболее разнообразной, интересной для ребёнка, способствуют решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом. В своей работе с детьми я использую: физминутки, Су-джок терапию, биоэнергопластику, фонетическая ритмика, дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой А. Н. Комплексное использование данных технологий помогает восстановить функции, которые нарушены при речевых патологиях, (а именно: дыхание, фонематическое восприятие, темп, ритм, работу лицевых мышц, мышц шеи и языка, мелкую моторика пальцев рук, общую моторика). Современное детское учреждение – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета – это создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Она предполагает наличие игровых материалов, пособий с корригирующим, развивающим, оздоравливающими компонентами. Логопедический кабинет условно разделен на центры: учебно-образовательная зона, зона коррекции звукопроизношения, зона игрового сопровождения, зона хранения дидактического и методического материала, рабочая зона учителя-логопеда. Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах и на стеллажах. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. На стенах кабинета и на дверцах шкафов размещаются магнитная доска, наборное полотно, на которых дети могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки. Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям в кабинете имеется достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для их умственного роста. Применение этих и других педагогических технологий помогает развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Технологии разнообразны и это не дает детям «привыкнуть» к однотипным занятиям, мотивируя их на получение новых знаний.тся