НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михалко Л.А., Куропаткина Л.И. Развитие восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования актуализируется проблема развития восприятия художественной литературы дошкольниками, что отражается в содержании образовательной области «Речевое развитие», где отмечается важность знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, а также понимания на слух текстов различных жанров детской литературы [2].
Л.С. Выготский, Л М. Гурович, О И. Никифорова, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др. восприятие дошкольниками художественной литературы рассматривают активным и самостоятельным процессом, предполагающим не пассивное содержание, а именно деятельность, воплощающуюся во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, в результате чего у ребенка возникает эффект личного присутствия и принятия участия в событиях художественного произведения [1].
Младший дошкольный возраст – это первая ступень в развитии будущего читательского таланта, но при этом дети младшего дошкольного возраста не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей. Именно поэтому в этот возрастной период следует активно учить детей сострадать героям, радоваться и огорчаться вместе с ними, воспринимая содержание художественных произведений.
В собственной практике к основным методам ознакомления детей с художественной литературой относим чтение воспитателя по книге и наизусть, рассказывание воспитателя, инсценирование и заучивание наизусть.
Современное дошкольное образование ставит перед воспитателями задачу поиска наиболее эффективных путей решения педагогических задач, одной из которых является развитие восприятия художественной литературы младшими дошкольниками. Решение данной педагогической задачи в нашей практической деятельности состоит в использовании театрализованной деятельности как средства развития восприятия художественной литературы младшими дошкольниками. Использование возможностей детского театра актуализируется Указом президента В.В. Путина, в соответствии с которым 2019 год в Российской Федерации объявлен годом театра.
С июня 2018 года и по настоящее время во второй младшей группе нами реализуется долгосрочный проект (1 год) «Детский театр». Цель данного проекта заключается в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность. Данный проект включает несколько этапов: подготовительный, практико-внедренческий, аналитический, заключительный.
Подготовительный этап (июнь-июль 2018). Цель: разработка и теоретическое обоснование необходимого методического материала по проблеме развития восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность; определение исходного уровня развития восприятия художественной литературы младшими дошкольниками.
Практико-внедренческий этап (август 2018 – апрель 2019). Цель: реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы по развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность.
Аналитический этап (май 2019). Цель: проанализировать, обобщить и систематизировать полученные результаты реализации условий, обеспечивающих эффективность работы по развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность.
Заключительный этап (май 2019). Цель: провести повторное исследование развития восприятия художественной литературы младшими дошкольниками.
В рамках практико-внедренческого этапа реализуются педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы по развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность: систематическая и планомерная реализация перспективного планирования по развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность; обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы в направлении театрализованной деятельности; взаимодействие воспитателей и родителей (законных представителей) для решения задач по развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность.
С августа 2018 года реализуется работа по развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками через театрализованную деятельность согласно разработанному перспективному планированию.
Например, в на первой неделе августа была предложена тема «В гостях у сказки», в рамках которой решались следующие задачи: формирование представлений детей об урожае зерна; ознакомлений детей со сказкой «Колосок»; обучение оценивать нравственные поступки и поведение героев (петушок любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); знакомство с кукольным театром (бибабо). Здесь воспитатель приглашал детей в поле на прогулку, далее беседовали о мышке, которая сделала запасы на зиму, ознакомление со сказкой про мышат и петушка, обсуждение сказки, сюрпризный момент.
На второй неделе августа предлагалась тема «По следам сказки», где учили детей вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, характеризовать героев; пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. Использовались куклы куклы театра бибабо. Детям предлагалось побеседовать по сказке «Колосок», пересказать ее, вводить кукол в эпизоды, игра «Мыши на лугу».
На базе МДОУ «Детский сад № 3 с. Никольское Белгородского района Белгородской области» был проведен конкурс «Лучший театр», цель которого состояла в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в направлении театрализованной деятельности, а также в приобщении родителей (законных представителей) к созданию в группах дошкольного учреждения условий для активного развития театрализованной деятельности детей. Следует отметить, активное участие родителей, которые помогали расширять «Театральный центр» группы, создавая как традиционные виды театров – пальчиковый, теневой, варежковый и др., так и нетрадиционные – театр на дисках, театр дорожных знаков, театр на ложках, театр на киндер-сюрпризах и др.
Таким образом, театрализованная деятельность является не только интересным, но весьма эффективным средством, способствующим развитию восприятия художественной литературы младшими дошкольниками. Использование потенциала театрализованной деятельности позволяет педагогам решать параллельно множество педагогических задач – развивать восприятие художественной литературы, обогащать словарный запас, учить взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, расширять представления о многообразии героев художественных произведений, учить перевоплощаться в этих героев, используя разнообразные средства общения и т.д.

Библиографический список

1.       Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2009. 128 с.
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. 2013.
2019