НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Барыкина Н.В. Роль притчи в православном воспитании личности дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Какое удивительное средство воспитания, обучения, развития - причти! Если охарактеризовать притчу одним словом, то сразу приходит на ум слово «мудрость». Притчи во все времена играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления.
Что же такое притча? «Притча – это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме». Иными словами, это короткая мудрая история, изложенная в интересной, краткой, сказочной форме. А мудрость, поданная в простой и ясной форме учит детей думать, размышлять, самостоятельно делать выводы.
Пару лет назад я была посетителем православной выставки - ярмарки «Звон колоколов», которая проходила в Москве в выставочном центре «Сокольники».
На православной ярмарке продавались изделия народных промыслов, платки, мёд от монастырских подворий, иконы и православная литература – книги о житие святых, молитвословы, книги о храмах и монастырях России. Я купила несколько книг для работы с детьми: «Жития святых для детей», «Детям о послушании», «Библия для детей». И тут мое внимание привлекли «Маленькие притчи» монаха Варнавы (Санина). Притчи для детей? Мне всегда казалось, что притчи – это достаточно сложная пища для ума и души. Но, прочитав притчу «Трусость», пересмотрела свой взгляд и решила использовать эти проверенные временем, мудростью предков произведения в работе с детьми.
Какова же роль притчи в православном воспитании личности? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к опыту работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занимаясь духовно-нравственным воспитанием дошкольников, стараешься прибегать к различным методам и приемам, чтобы разобрать конфликт, двоякую ситуацию не с позиции «так должно быть, так правильно», а дать ребенку подумать, самому принять решение, был ли его поступок правильным, а решение верным.
Уже много раз проверено, что художественное слово имеет колоссальное значение. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал русский поэт Вадим Шефнер. А еще можно добавить, что правильное слово может дать иное направление мыслей, поведения.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем. Именно в этот период жизни ребенка идет накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Недаром говорят: «Все мы родом из детства», а мудрая народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Духовно-нравственное воспитание дошкольников, на мой взгляд, - это возможность научить ребенка противостоять агрессии внешнего мира, соблазнам, которые навязываются с экранов телевизоров, создать личность с нравственным стержнем, поступающую по совести. Поэтому очень важно дать ребенку правильные ориентиры, не навязчиво, не назидательно объяснять как аксиому, а постараться научить его думать и самостоятельно делать выводы. А что как не притча поможет разобраться в непростых ситуациях, найти правильное решение? Жизнь не делится на хорошее и плохое, черное и белое.
Притча помогает найти несколько путей решения одной проблемы. Сколь угодно мы можем рассуждать о добре и зле, правде и лжи, непослушании, лени – ребенок будет слушать нас, но не услышит главного. И, конечно же, не стоит подходить к детям и говорить: «Вот вы совершили плохой поступок, и я сейчас расскажу вам притчу. Вы послушайте ее и сделайте выводы». Такие методы не работают!
Как же научить детей скромности, трудолюбию, умению радоваться чужим успехам, оценивать свои, а не чужие поступки, прощать других и, самое главное, просить самому прощения? Нам, взрослым, кажется, очевидным: обидел - попроси прощения. Но для детей всё иначе. Современное воспитание во многих семьях таково, что родители априори считают свое чадо правым во всём. И никакие аргументы не действуют: воспитывать нужно сначала родителей, они – первые педагоги для своих детей. Вот тут и приходит на помощь притча как тонкое, деликатное средство духовного воспитания. Приведу пример: дети очень не любят признавать свою неправоту, искать причину плохого поступка в себе. Куда проще во всем обвинить товарища по игре! Улучив удобный момент, когда дети готовятся ко сну можно предложить послушать притчу «Сила покаяния» и развернуть ситуативную беседу, включить в обсуждение притчи весь коллектив детей, выслушать разное мнение. А для кого предназначалась эта притча – сам сделает выводы и примет свое собственное решение.
Притча осуждает не человека, а поступок, порок. Содержание и тематика притч может варьироваться в зависимости от проблем, существующих в детском коллективе.
В каждом коллективе есть человек, неважно, взрослый или ребенок, который вспыльчив, обижается сам и обижает других словом, поступком. Потом казнит себя за это, но уже поздно. Как гласит поговорка: «слово не воробей, вылетит – не поймаешь». И вот на помощь приходит мудрая «Притча о гвоздях»: «Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
-Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».
Притчи очень тонко затрагивают струны детской души, в них передаются нравственные ценности, идеалы наших предков. Если нужно напомнить детям о таком понятии как взаимопомощь, поддержка, на помощь придут притчи «Веник», «Маленькая помощь». А чем может обернуться для человека жадность, расскажут «Притча о жадности», «Наказание». В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я использую словесный опыт разных народов. Ведь такие ценности как дружба, добро, милосердие, уважение к труду, послушание, верность, справедливость, трудолюбие, скромность – это вечные ценности, которые мы стараемся воспитывать в наших детях независимо от их национальности.
Вадим Алексеевич Солоухин, русский писатель, рассуждая о роли притчи, писал следующее: «…притча как зёрнышко, в котором таится большое дерево.
Но главное состоит в том, что в притче присутствует колоссальный обобщающий момент, благодаря которому частный, казалось бы, случай применим к тысячам случаев во все времена и у всех народов». С этим невозможно не согласиться…
Каждый день мы строим свою жизнь как дом - по кирпичику. Свою порядочность, свой характер, чуткость или заботу. Каждый кирпичик – наш поступок. Наша жизнь – это наш дом, в котором мы живем. И только от наших поступков зависит, будет ли это землянка или замок. И мудрые притчи помогают нам в этом.

Библиография

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей: (экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений) Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011-2012г.
2. Кравченко С.М., Болотова Е.А. Духовно - нравственное воспитание дошкольников.//Научно – методический электронный журнал «Концепт» - 2016 - т.10 – с.126-130 –URL:http://-e-koncept.ru/2016/56833.htm;
3. Притчи.ру – электронный ресурс https://pritchi.ru/

2018